19.12.2014 07:15
Рубрики
Парламент
19.12.2014 07:15

Бюджетный кодекс созвал депутатов

Ключевым вопросом из трех, составивших повестку 19-й внеочередной сессии Законодательного Собрания Иркутской области, стало внесение изменений в областной закон «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты».

Как сообщила министр финансов области Наталия Бояринова, спешка с внесением поправок, вызвавшая даже необходимость созыва внеплановой сессии, объясняется затяжкой с подписанием федерального закона, вносящего изменения в Бюджетный кодекс РФ. Он вводит новые правила межбюджетного регулирования на муниципальном уровне и вступает в силу уже с 1 января 2015 года. Поэтому необходимо за оставшееся до конца года время успеть сначала обновить областной закон о межбюджетных трансфертах, а затем на следующей сессии поменять с его помощью некоторые параметры бюджетов на 2015 год и два последующих года.

Главные изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, касаются нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и единому сельхозналогу для сельских поселений. С ныне действующей ставки в 10% НДФЛ сокращается до 2%, а сельхозналог – с 50% до 30%. Связано это, скорее всего, с предложенным федеральным законодателем сокращением полномочий сельских поселений, а значит, и уменьшением их финансовых расходов. Но поскольку на территории Иркутской области все ранее действующие полномочия сельских поселений сохранены и на 2015 год, то правительство области посчитало нужным сохранить прежние нормативы отчислений, действующие в текущем году. Таким образом, в бюджеты сельских поселений в течение будущего года будет отчисляться 10% НДФЛ и 50% сельскохозяйственного налога.

Сейчас в рамках действующих бюджетов и закона о межбюджетном регулировании существуют два фонда финансовой поддержки. Один призван оказывать помощь муниципальным районам и городским округам, другой – городским и сельским поселениям. С 1 января 2015 года один из этих фондов разделяется на два. Будет создан отдельный фонд финансовой поддержки городских поселений и фонд финансовой поддержки сельских поселений.

Бюджетный кодекс меняет и подходы к определению критериев распределения дотации на выравнивание. Если раньше во главу угла ставился такой показатель, как численность населения, то сейчас сумма дотаций будет зависеть исключительно от уровня бюджетной обеспеченности. Как считает Наталия Бояринова, это будет способствовать более справедливому распределению финансовых средств:

– Общая численность населения Иркутской области составляет 2 млн 418 тыс. человек. В трех крупнейших городах – Иркутске, Братске и Ангарске – проживает более 1 млн человек, или 45%. Если сохранить в качестве критерия распределения дотации численность населения, то основной объем финансовой помощи отойдет именно этим городам, имеющим и так более высокий доходный потенциал по сравнению с другими муниципальными образованиями.

Законопроект был принят в первом чтении, а затем, после проведенного в перерыве заседания комитета по бюджету ЗС, который рекомендовал его принятие во втором чтении, был утвержден в окончательном виде большинством голосов.  

Правительство сохраняет контроль над землей

Еще в 2006 году был принят федеральный закон, позволяющий передать полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, от органов местного самоуправления административных центров на региональный уровень. Именно такое перераспределение полномочий произошло в августе 2013 года между правительством Иркутской области и администрацией города Иркутска.

Вызвано это было многочисленными жалобами на затяжку процесса выделения земельных участков. Как показала практика, работа правительства оказалась более продуктивной. Если за девять месяцев 2013 года администрацией Иркутска было предоставлено 1208 земельных участков для эксплуатации расположенных на них зданий и сооружений, то правительством области только за три месяца этого же года выделено 888 земельных участков.

Как сообщил министр имущественных отношений Антон Протасов, такой же порядок управления земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предложено сохранить и на следующий год. Это диктуется в первую очередь тем, что правительство области планирует реализацию крупных социальных и культурных проектов на территории города Иркутска и для этого необходимо иметь возможность оперативного управления землей.  

Всего было предложено перераспределить семь полномочий. Три из них относятся к распоряжению земельными участками и четыре – к сфере установки рекламных конструкций. Законопроект предусматривает также передачу полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, от муниципальных образований Иркутского района в руки правительства области. Но это произойдет с 1 января 2016 года.

По предложению комитета по собственности и экономической политике ЗС законопроект был принят сразу в двух чтениях.

Закон продлили на полгода

31 декабря истекает действие областного закона «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан», касающееся переселения из зоны затопления Богучанской ГЭС.

Рассчитывали, что все действия, предусмотренные законом, будут завершены в течение года. Но этого не получилось. Возник ряд спорных ситуаций, потребовавших не только продления закона еще на полгода (до 30 июня 2015 года), но и внесения в него ряда корректив.

В частности, предусматриваются выплаты денежных компенсаций в связи с уменьшением общей площади предоставляемого жилья, потерей права собственности на хозяйственные постройки и земельный участок, расходами на проезд и провоз багажа и т.д. К тому же за минувший год в селе Кеуль и поселке Невон родилось 24 ребенка, которые тоже претендуют на дополнительную жилплощадь. По представленным расчетам на выплаты денежных компенсаций и приобретению дополнительных жилых помещений потребуется 36,8 млн рублей.

Как сказала областной министр строительства, дорожного хозяйства Марина Садовская, продление закона на полгода даст всем вынужденным переселенцам возможность обратиться за мерами дополнительной социальной поддержки, предусмотренных законом. С ней согласились и парламентарии, единогласно проголосовав за продление закона.