Насильник и убийца из Ангарска остаток жизни проведет за решеткой

Еще одно уголовное дело может пролить свет на деяния преступника

Однажды дочь Попкова, которая училась в музыкальной школе, рассказала отцу, что кто-то убил ее учительницу. Маньяк понял, что это была одна из двух подруг, с которыми он жестоко расправился несколько дней назад за городом. Убийца выслушал своего ребенка и дал денег на похороны убитой им учительницы… 

«Сожалею, что был таким зверем»

Поставлена точка в деле об убийствах и покушениях на убийство 24 женщин, в которых обвинялся 50-летний ангарчанин Михаил Попков. Судом и следствием была доказана вина бывшего милиционера, который на рубеже тысячелетия наводил ужас на город нефтехимиков. Уличить преступника удалось лишь в 2012 году, когда у него в числе других жителей Ангарска были взяты геномные образцы на анализ. Попков в суде признал свою вину и, по словам государственного обвинителя, «выразил сожаление, что был таким зверем». Между тем в его отношении возбуждено новое уголовное дело, в котором идет речь о других убийствах женщин, возможно, также совершенных этим оборотнем в погонах, который в беседах с сокамерниками сравнивал себя с Чикатило.

Кровавая жатва

Летом 1999 года 18-летняя ангарчанка Евгения Королева возвращалась после веселой встречи с друзьями. Провожать ее никто не вызвался, и она шла одна по ночному Ленинградскому проспекту. Рядом тихонько ехала машина, водитель в бейсболке стал предлагать девушке подвезти ее до дому. Евгения сначала не решалась сесть в автомобиль к незнакомому человеку, но он все повторял, что бояться ей нечего. Когда мужчина показал свое служебное милицейское удостоверение, Евгения поборола свои сомнения.

– Он был такой добрый, с широченной улыбкой до ушей, в итоге я ему поверила, что буквально за три минуты он довезет меня до дому. Я села в машину. Но он вывез меня за город, и с ним произошло просто превращение, со зверским лицом он напал на меня, я сняла туфли, пыталась убежать, но он догнал и ударил меня сильно по голове. Очнулась я уже в реанимации больницы, с очень серьезной травмой головы, у меня была кома и в первое время – частичная амнезия, а потом я долго лечилась, – вспоминает ангарчанка.

Евгения стала одной из двух выживших после нападений маньяка женщин. Другим повезло меньше.

С 1994 года под Ангарском начали находить тела зверски убитых и часто изнасилованных жительниц города. О страшных находках трубили местные газеты, однако в правоохранительных органах почему-то воздерживались комментировать сообщения. Уголовные дела возбуждались разрозненно, но не раскрывались.

К концу 90-х годов счет трупам уже перевалил за 20, а маньяк так и не был пойман. Одну из статей об этих убийствах в центральной газете прочитал заместитель начальника управления по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры РФ Александр Костарев и отправился в долгую служебную командировку в Иркутскую область. Она продолжалась четыре года. Тогда был сделан вывод, что в Ангарске орудует серийный убийца, но и московским сыщикам не удалось его изобличить, хотя попутно они расследовали другие серьезные преступления, например убийство двух девушек в дачном кооперативе, которое, как предполагалось, совершил тот же человек, но, как выяснилось, это были другие душегубы.

А преступник меж тем был совсем близко – в течение 1994–1999 годов он служил в городском управлении внутренних дел в должности помощника оперативного дежурного.

Двойное дно оборотня в погонах

Обычный мужчина среднего роста, жилистый, крепкий – дают о себе знать занятия велосипедным спортом, бегом и биатлоном. Спокойным, немного даже грустным взглядом он смотрит из-за решетки на судью, зачитывающего приговор. Практически все знакомые Михаила Попкова характеризовали его как личность положительную.

«Согласно копии комсомольской характеристики в отношении машиниста цеха № 34 завода азотных удобрений Попкова М.В., последний являлся членом ВЛКСМ с апреля 1978 года, за время работы в цехе исполнял временные поручения, регулярно писал заметки в стенгазету, проводил политинформацию, часто выступал на комсомольских собраниях, принимал участие во всех спортивных мероприятиях, неоднократно занимал призовые места, в работе показал себя хорошим организатором, исполнительным и дисциплинированным комсомольцем».        

А вот так о нем отзывались бывшие коллеги по службе в милиции:

«Попков М.В. выделялся среди всех помощников оперативных дежурных своей грамотностью, он лучше дежурного знал оперативную обстановку в районе, быстро ориентировался в любых ситуациях, хорошо знал инструкции, законы, на службу заступал всегда опрятно одетым».

Родители его всегда ставили в пример сестре, такой он был старательный ученик, к тому же очень аккуратен. Мать говорила, что сын всегда ходил в чистой одежде. Эту его тягу к порядку отмечали практически все знакомые. Жена, считавшая Попкова «отличным семьянином, бережно относящимся к ней и дочери, имеющим природную доброту», сказала, что он брезгливо относился к неаккуратным людям.

Видимо, недаром он на следствии назовет себя Чистильщиком, который «решил очистить город от женщин легкого поведения», каковыми он посчитал всех своих жертв.

Родственники и коллеги Попкова, судя по материалам дела, и не подозревали об обратной, страшной стороне его личности.

Хотя от профессионалов полностью скрыть свое двойное дно ему все же не совсем удалось. Когда он хотел поступить на службу в милицию в 1987 году, то согласно копии акта медицинского освидетельствования окружной военно-врачебной комиссии УВД Иркутского облисполкома № 1410 Попков хоть и был признан годным к службе в качестве милиционера, но в примечании были указаны такие его черты, как уязвимость, конфликтность, недоброжелательное отношение к окружающим, моральная неустойчивость, пренебрежение нормами поведения. 

В середине 90-х Попков, сменивший несколько мест работы, снова направился в ряды милиции, и комиссия снова признала его годным для службы, но опять записала его в группу риска из-за психопатических черт характера, апатии и тревоги, неуверенности в своих силах, негативного состояния.

Тем не менее эти примечания специалистов о группе «риска» не помешали Попкову начать работать в органах внутренних дел. На службе он показывал себя хорошо, даже как-то застрелил подозреваемого в совершении разбоя во время задержания, за что был поощрен.

Убийца мог попасть под следствие гораздо раньше

Привычка к смерти у ангарчанина, похоже, сформировалась еще в юности. С 16 лет он подрабатывал вместе с отцом на кладбище, где они рыли могилы (там же в должности администратора трудилась и его сестра). Этим видом заработка не гнушался Попков и во время работы в УВД, где в те годы смотрели на такие «халтуры» сквозь пальцы, ведь зарплату милиционерам частенько задерживали. Кстати, несколько тел убитых женщин находили в районе кладбища.

Попков вообще всегда старался где-то подзаработать. Правда, особой щедростью он не отличался. Так, одна из его знакомых, имевших с ним близкие отношения, и которую маньяк, к счастью, не избрал своей жертвой, а сделал любовницей, говорила, что подарков он ей никогда не дарил. Да и в беседе с одним из коллег по последнему месту работы в филиале косметического предприятия на вопрос о том, что можно подарить жене, сказал, что женщины не достойны подарков.  

В 2000-е годы после увольнения из органов внутренних дел Попков работал в службе безопасности одного из промышленных предприятий Ангарска. Там о нем отзывались уже не так лестно, как в милиции. Коллеги рассказали следствию, что он мог легко о себе создать прекрасное впечатление, но на самом деле был надменным, изворотливым, жадным, мелочным. В 2007 году Попков подозревался в краже электронного ключа системного блока «Поток», возбуждалось уголовное дело, проводилось расследование. Но подозреваемый ключ вернул, заявив, что у него не было умысла на хищение, в связи с этим уголовное дело было прекращено. Таким образом, преступник ускользнул от правосудия, причем не в первый раз.

Попков перед знакомыми – друзей у него не было – порой ставил себе в заслугу, что сумел обеспечить благополучие семьи. Он не раз менял машины, на которых и подвозил своих жертв к местам расправы. Один из бывших сослуживцев милиционера припомнил случай, когда Попков скрылся от сотрудников ГАИ, преследовавших его за нарушение правил. Попков пояснил коллеге, что не хотел, чтобы его машину проверяли.

Некоторые убийства Попков совершил во время дежурства

В своих автомобилях, где внешне царил абсолютный порядок, под сиденьями душегуб возил целый арсенал орудий убийства. Расправляясь с женщинами, он использовал ножи, топоры, отвертки и другие предметы, даже бильярдный кий.

– Следствием установлено, что преступник обычно искал своих жертв ночью на улицах, предлагал подвезти до дому, некоторых женщин угощал спиртным. На счету Попкова есть и три доказанных двойных убийства. Во время одного такого преступления, совершенного в декабре 2000 года, Попков оставил у тела одной из убитых свой милицейский жетон, который он не вернул после увольнения со службы. Очень испугавшись, что по жетону его быстро найдут, Попков вернулся к месту совершения преступления, быстро нашел жетон и заметил, что одна из женщин, хоть и находится без сознания, но подает признаки жизни. Тогда он взял в машине лопату и добил свою жертву. В восьми случаях он совершал насилия и убийства во время несения суточного дежурства, был одет в форму, увозил женщин за город на служебной машине, также он бывал на местах совершения преступлений, когда там проводились оперативно-следственные мероприятия, – говорит старший прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры Иркутской области Ольга Музыкова.

С каждым разом изувер усложнял способы убийства, даже душил уже мертвые тела, часто маньяк оголял тела погибших. Все это могло подвергнуть сомнению адекватность преступника, но как позднее выявили эксперты судебно-психиатрических комиссий, Попков хроническим или временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики не страдал и не страдает ими в настоящее время. Он может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, в применении принудительных мер медицинского характера не нуждается.

А жестокость преступника обусловлена так называемой гомицидоманией с садистическими элементами.

«Гомицидомания болезнью не является, а представляет собой патологию характера или акцентуацию личностных черт, проявляющуюся в первую очередь в импульсивном влечении к убийствам, чаще всего лиц противоположного пола с проявлением сексуального насилия. Импульсивному влечению может предшествовать непреодолимое беспокойство или подавленное настроение, затем происходит разрядка – совершение убийства и сексуальное насилие, что облегчает состояние лица, у него улучшается сон, повышается настроение», – комментируют эксперты в области психиатрии.

Поймать маньяка помогла генетическая экспертиза

Вовсе не сумасшедший, а чрезвычайно порочный, осторожный, двуличный ангарчанин был задержан только в 2012 году, когда направился во Владивосток, чтобы перегнать оттуда машину. Это дело на тот момент находилось в ведении Следственного управления Следственного комитета России по Сибирскому федеральному округу.

В ходе расследования уголовного дела было проведено около 300 различных судебно-медицинских и криминалистических экспертиз, более двух с половиной тысяч геномных исследований, допрошено более двух тысяч свидетелей и представителей потерпевших.

Тогда уже было известно, что к совершению преступления, возможно, причастен сотрудник правоохранительных органов, кто-то из свидетелей видел, что погибшие женщины садились ночью в милицейскую машину. Тогда стали проверять действующих и бывших сотрудников милиции. Геномный образец был взят и у Попкова. Сдав анализы, он отправился к матери и сестре в центральную часть России и, готовя их к неизбежному своему уличению, сказал, что, возможно, скоро станет жертвой экспертной ошибки. Но генетический анализ не обманывает. Летом 2012 года пришли результаты исследований. Биологический материал, изъятый в телах трех убитых женщин, совпал с образцами ДНК Попкова.

– В июне 2012 года в результате проведения молекулярно-генетических экспертиз следственным путем установлена причастность к совершению ряда убийств расследуемой серии местного жителя Михаила Попкова. На первоначальном этапе предварительного следствия Попков признавался лишь в совершении трех убийств. Однако в результате правильно спланированных следственных действий следователям удалось собрать и доказать сопричастность Попкова к совершению 22 убийств и двух покушений на убийство. Количество материалов уголовного дела насчитывает более 200 томов, – поясняет Карина Головачева, старший помощник руководителя СУ СКР по Иркутской области.

Несколько месяцев длилось рассмотрение дела в суде. Сначала осужденный не признавал свою вину, и только в конце судебного следствия, когда были оглашены его признательные показания, данные во время предварительного расследования, он признал себя виновным в убийстве 22 женщин и в покушениях на убийство еще двух потерпевших.

Преступник ходатайствовал, чтобы с него были сняты обвинения в совершении сексуального насилия, но не потому, что таковых не было, а в связи с давностью лет. Это ходатайство было удовлетворено. Как бы то ни было, убийства влекут за собой максимальное наказание, на котором и настаивала сторона обвинения.

14 января решением Иркутского областного суда Попков был признан виновным и приговорен к пожизненному лишению свободы.

– Многомесячный судебный процесс, связанный с определенными сложностями, успешно завершился сегодня провозглашением обвинительного приговора. Позиция государственного обвинения судом была услышана, должным образом воспринята и нашла отражение в приговоре суда. Как государственный обвинитель я не могу не быть удовлетворена результатами судебного заседания, поскольку приговором осужденному назначено наказание, предложенное стороной обвинения, – подводит итог Ольга Музыкова.

Мартиролог Попкова не окончен

На оглашении приговора присутствовали и родственники убитых Попковым женщин. Потерпевшим он обязан выплатить компенсацию за нанесенный моральный вред – всего порядка восьми миллионов рублей. Но дело, конечно, не в деньгах.

– Моя дочь Елена немного не дожила до 24 лет, она была убита 19 апреля 1998 года. У нее осталась девочка девяти с половиной месяцев, вечером на Пасху она поехала в церковь в поселок Тельма и больше домой не вернулась. Он ее взялся подвезти в Ангарск, а в итоге оставил труп моей дочери в лесу, – утирая слезы, говорит жительница Ангарска Александра Курбатова.

Когда осужденному предоставлялось право произнесения последнего слова, он, по словам гособвинителя, «выразил сожаление, что был таким зверем», и даже жалел, что в России для таких, как он, преступников, нет смертной казни. На оглашении приговора, впрочем, близким людям зверски убитых им женщин он не сказал ничего. Не просил Попков прощения и у ангарчанки Евгении:

– Когда Попков узнал, что после его нападений кто-то выжил, он очень удивился. Он сказал, что не помнит моего лица. Я же, как только его фото было опубликовано в интернете, сразу узнала, что это он на меня напал. Я не верила, что когда-нибудь его найдут, и рада, что он понесет заслуженное наказание. Еще бы я хотела поблагодарить мужчину, который нашел меня в лесу. Он с семьей приехал за грибами и увидел, что я еще жива, вызвал скорую помощь. Я не знаю этого человека, но хочу ему сказать, что, несмотря на тяжелые травмы, на перенесенный кошмар, у меня сложилось все хорошо, я вышла замуж, родила детей, и вся моя семья очень благодарна моему спасителю, – завершает разговор Евгения.

Для нее эта страшная страница в жизни, к счастью, закрылась. Но конец этой истории еще не наступил. Уже во время судебного следствия Попков сообщил, что на его счету есть еще более двух десятков других убийств. Новое уголовное дело расследует сейчас Следственное управление СКР России по Иркутской области. Видимо, не ради красного словца изувер заметил сокамерникам, что по количеству жертв он подбирается к страшному мартирологу авторства одного из самых кровавых маньяков современной истории со ставшей уже нарицательной фамилией Чикатило.