06 марта 2015

Молодость бизнесу не помеха

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

В центре внимания общественных слушаний, организованных Молодежным парламентом Иркутской области вместе со старшими коллегами из ЗС, стало определение места и роли малого бизнеса в нынешних экономических реалиях, а также развитие трудового потенциала молодежи.

Председатель ЗС Людмила Берлина обратила внимание участников слушаний на одну немаловажную проблему: отток из области экономически активного населения.

– Если уезжают, значит, не созданы надлежащие условия, чтобы они прижились на месте и начали свой бизнес. И нам необходимо выяснить, что в публичной политике нужно сделать, чтобы заинтересовать молодежь, выявить те барьеры, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса, и постараться их ликвидировать.

Практика показывает, что начать свое дело это еще не значит прочно закрепиться в бизнесе. Согласно официальной статистике лишь 20% молодых предпринимателей удается остаться на плаву в течение первого года своей деятельности. На деле же это цифра вдвое меньше. Слишком много сложностей поджидает их в реальной жизни, с которыми трудно справиться.

Именно для акклиматизации новичков в предпринимательском мире и придания им большей жизнеспособности создана при Иркутском госуниверситете стартап-школа «Тайга», одним из генеральных партнеров которой является администрация города Иркутска. Как рассказал директор центра трансфера технологий ИГУ Леонид Чернигов, в школу приходят с голой идеей. Как правило, это студенты, люди науки, способные к новаторству, но не способные к реализации своих ноу-хау. К ним прикрепляются менторы, которые в течение одного-двух месяцев превращают идею в привлекательный инновационный продукт, подыскивают возможных инвесторов и делают для них презентацию.

– За время подготовки проекта складывается команда, которая в дальнейшем превращается в костяк компании, занимающейся производством своего продукта и продвижением его на рынок, – рассказал Леонид Чернигов. – За полтора года существования школы мы получили свыше 200 заявок, больше половины из которых обладают инновационным потенциалом. На основе их создано около 30 компаний, которые успешно ведут свою производственную деятельность. И надо отметить, что большая часть, практически 90% тех, кто обращается к нам за помощью, это молодежь до 35 лет.

Автором одного из успешных проектов, вышедших из стен школы, является недавняя выпускница госуниверситета. Еще на студенческой скамье она задумалась над тем, чем заменить токсичные феноло-формальдегидные смолы, применяемые для склеивания опилок при производстве древесно-стружечных плит. И нашла альтернативное вещество на основе…грибов. Абсолютно экологически чистый безвредный материал. Ее изобретением заинтересовался инвестор, ставший соучредителем малого инновационного предприятия при университете.

Как выяснилось, молодежь проявляет интерес и к социальному предпринимательству, преследующее не только получение прибыли, но и способствующее решению жизненных проблем. Несколько лет назад, когда возник острый дефицит дошкольных учреждений, член Молодежного парламента Валерия Волокитина призвала создавать частные детские сады. И, подавая пример, организовала свой садик. Он и по сей день прекрасно работает и даже занял призовое место в одном из конкурсов, проводимых партией «Единая Россия».

Ее новая инициатива называется «Бабушка рядом». Как объяснила сама Волокитина, молодым родителям в условиях все возрастающей конкуренции приходится дневать и ночевать на работе, и дети практически остаются без присмотра. Некому их встретить из школы, проводить в музыкальную школу, бассейн или спортивную секцию. Согласно проведенному опросу в одной из иркутских школ, такого сопровождающего хотел бы иметь каждый второй родитель, а еще домашнего учителя, способного проконтролировать выполнение уроков, а в свободное время обучить ребенка вязанию, вышиванию, музыке.

И здесь бы могли бы прийти на помощь пенсионеры. Как показал опрос, 40% из них в возрасте от 55 до 75 лет готовы выполнять посильную работу. И движет ими не только денежная сторона дела (хотя это тоже немаловажно), но и желание быть полезными.

– Необходимо начать с организации на базе школы центра по подбору и координации домашних воспитателей, – считает Валерия Волокитина. – Создать банк данных и диспетчерскую службу.

Еще об одном социальном проекте рассказал директор медицинского центра «Движение без боли» Василий Гобжила. Раньше он занимался лечебной косметологией, но желание быть более полезным людям привело к смене лечебного профиля. Вместе с друзьями они организовали инновационное предприятие по лечению опорно-двигательного аппарата. Успели до девальвации рубля закупить в Германии дорогостоящую аппаратуру, которая лечит с помощью ультразвуковых импульсов определенной частоты. Помогла государственная субсидия почти в полмиллиона рублей.

– Я лично прошел все этапы регистрации нашего предприятия, – рассказывал он, – и должен сказать, что все разговоры о сложности этой процедуры не более чем миф. Все инстанции, с которыми пришлось столкнуться, никаких палок в колеса не ставили, а только шли навстречу.

Подножку поставил нелепый медицинский стандарт, предписывающий оснащать физиотерапевтические кабинеты всем набором аппаратуры, электрофорезом и т.д. Если следовать этому требованию, то необходимо вложить в лечебный кабинет еще полтора миллиона рублей. В аппаратуру, которой ребята не собираются пользоваться, и которая будет лежать мертвым грузом. Глупость, конечно, но она способна подкосить нарождающийся медицинский центр.

По мнению приглашенного в качестве эксперта руководителя управления ФНС по Иркутской области Константина Зайцева, молодым предпринимателям следует обратить внимание на то обстоятельство, что область производит лишь первичную обработку добываемого на ее территории сырья, ограничиваясь в лучшем случае полуфабрикатом.

– Что мы производим из леса? Только целлюлозу. А могли бы и бумагу, и мебель, да те же карандаши. Протянуть производственную цепочку до конечного продукта, вот, на мой взгляд, главная задача, стоящая перед бизнесом.

По итогам общественных слушаний был принят ряд рекомендаций. В частности, предлагается более широко освещать в СМИ становление компаний, создаваемых молодыми бизнесменами, а также ввести в практику консультативные встречи с более опытными предпринимателями.

Реклама от YouDo