Фестиваль кочевых народов

В Ольхонском районе будет основан Ёрд-Сарай

Священная гора высотой более 40 метров, естественно сложенная из огромных гранитных плит, вновь собрала малые народы и просто любопытствующих на юбилейный V этнокультурный фестиваль «Ёрдынские игры». Впервые приехали делегации из пяти регионов страны – помимо Иркутской области, республик Бурятия и Саха (Якутия) участвовали представители Забайкальского края и Республики Тыва. Были гости и из-за рубежа – Японии, Южной Кореи, Монголии, Канады и даже из Мексики.

Попросить удачи у хозяина горы

Утром 13 июня в местности Хоторук Ольхонского района у подножия горы Ехе Ёрд было многолюдно. На Большой Тайлаган – молебен «Дэлхэй дайдын мургэл» (поклонение и жертвоприношение духам и хозяевам священной горы Ёрд и скалы Ая) – съехались шаманы Усть-Ордынского Бурятского округа, Бурятии, Забайкальского края и Якутии, чтобы попросить у божеств общего благополучия. Первыми «открыли» врата духам местные шаманы – из Ольхонского района. Ритуал начался с молитв и сбрызгивания приношениями (молочными продуктами, водкой). Главный шаман на молебне поставил на поднос чашу с напитком и обратился к духам горы, прося у них здоровья, благополучия и добра людям. С этими словами он бросил пиалу вверх, разбрызгивая содержимое. В это же время другие участники молебна разделывали жертвенного барана, не допуская того, чтобы хоть одна капля крови упала на землю. Считается, что жертва не испытывает страха, поэтому жалеть ее нельзя. Затем в больших котлах варили баранье мясо, которое попробовал каждый участник молебна.

– Мы заранее готовимся. Покупаем водку, молоко, пачку сливочного масла, сладости. Все это должно быть новым, закрытым, – поясняет происходящее неосведомленным журналистам жительница поселка Еланцы Александра Бархатова. – Приносим продукты домой, чтобы хотя бы ночь они там полежали. Завариваем также чай, берем с собой стакан и рюмку, обязательно прозрачные, без рисунков, ложки. Острые ножи и вилки нельзя приносить. У женщин обязательно должны быть закрыты носки, пятки и покрыта голова. У мужчин то же самое. Если так не сделать, то это будет считаться осквернением.

Жительница Еланцов отметила, что у каждой шаманской общины свои способы общения с духами, свои каноны обряда. И чтобы не вызывать разногласий, молебен проводят одновременно несколько общин. По словам Александры Бархатовой, шаманизм спокойно уживается с другими религиями – с православием, буддизмом. Ее муж, например, крещеный, ходит в церковь. При этом вместе с Александрой соблюдает шаманские традиции. И наоборот.

– После обряда остатки пищи отдаем в общий костер, а мусор увозим домой. Мы также пишем на бумажке свою фамилию и имя, чтобы шаман за нас помолился, – продолжила собеседница. – И сами молимся, просим у хозяина горы удачи, здоровья, благополучия. Определенной молитвы нет. Какие слова идут в голову, такие и говорим. Главное, чтобы было искренне, от души и с благими намерениями. После обряда делается почетный круг вокруг горы. Нужно обязательно положить монетку желтого цвета орлом вверх.

Ольхонская версия

У священной горы расположился целый городок. Юрты, в которых проходили презентации территорий и выставки, торговые ряды, множество кафе с национальной бурятской кухней, развлекательная площадка для детей, палатки для проживания гостей фестиваля и, конечно же, большая сцена, ставшая эпицентром игр. К обеду огромная поляна заполнилась людьми. Навскидку – более 5 тыс. человек.

Торжественное открытие игр началось с красочного представления по бурятской легенде об Алтан Шагае (ольхонская версия). История такова: Алтан спустился с небес на землю, жил в единении с природой, охотился, потом попал в одну деревню, влюбился в девушку, которую утащили темные силы к огромному пауку на съедение. Шагай пошел к шаману, тот дал ему золотое копье, и зло было повержено. После этого Алтан Шагай отправился на север и заселил ольхонские земли. Наверное, в эпосе каждого народа Сибири есть своя легенда освоения этих территорий. Главное, как было отмечено на открытии фестиваля, что все они считают байкальскую землю родным домом.

– Я рад, что в Иркутской области проводится такой фестиваль национального единства, – отметил врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко. – Мы делаем общее дело для сохранения наших традиций, устоев, без чего невозможно будущее. Все это помогает развивать территории. В скором времени здесь появится туристический городок, куда будут съезжаться люди со всего мира и чувствовать себя здесь как дома.

Игры баторов

После официального открытия жизнь у подножия горы закипела. На разных площадках проходили «Игры баторов Срединного мира» – состязания в национальных видах спорта среди мужчин. Баторы (богатыри) демонстрировали свою ловкость и силу в якутских национальных прыжках, бурятской борьбе, шатаре (бурятские шахматы), мас-рестлинге, стрельбе из лука, метании камня. Пожалуй, больше всего зрителей собрали вокруг себя соревнования по переноске 115-килограмового камня. С большим отрывом победителем в этом виде национального спорта стал Балдан Цыжипов из Бурятии, который пронес большой и неудобный груз 171 метр, опередив своего конкурента на 50 метров. Он же стал победителем всех соревнований «Игры баторов». Второе место у Руслана Малгатаева (Иркутская область), на третьем – Арсалан Биликтуев (Бурятия).

Как всегда, зрелищным стал конкурс стригалей. 18 участников, в основном из Иркутской области, продемонстрировали мастерство в стрижке овец. Впервые попробовал свои силы и житель Республики Бурятия, показав неплохой результат. Как отмечает судейская бригада, нынче пораненных животных было меньше, что говорит о высоком профессионализме. И это несмотря на то, что сроки стрижки уже прошли (шерсть овец стала менее податливой для машинки), и погода стояла жаркая. Победителем конкурса стригалей стал Александр Дмитреев из Ольхонского района. Он набрал 99 баллов из 100, обойдя лидера прошлых игр Федора Золотова из Нукутского района, который теперь сместился на второе место.

– Со школьных лет стригу овец, – делится Александр Дмитреев. – Раньше у нас здесь был большой совхоз, большое хозяйство. На стрижку овец постоянно привлекали школьников, меня в том числе. Сейчас практики поменьше, но руки помнят, навыки остались. В 2011 году впервые участвовал в соревнованиях по стрижке овец, но фортуна улыбнулась сегодня. Сам не ожидал. К тому же в прошлые разы все переживал, рука могла дрогнуть. Сейчас был, на удивление, спокоен. Кстати, в конкурсе участвовала и моя жена Галина. За 12 минут постригла. На 10 баллов от меня отстала.

Ярмарка невест

Пока шли спортивные состязания, на главной сцене выступали исполнители одической поэзии. Конкурс улигершинов впервые был включен в программу Ёрдынских игр. Каждый участник представил два произведения в соответствии с традициями своего региона. Кто под инструментальное сопровождение, кто без него. Зрителям не обязательно было постоянно находиться у сценической площадки – голоса участников растекались по всей окрестности, добавляя национальный колорит происходящему.

А под вечер прошел традиционный конкурс «Красавица Ёрдынских игр», в котором приняли участие девять представительниц Якутии, Приангарья, Бурятии и Забайкальского края. Помимо природной красоты девушки должны были показать умение танцевать, петь и грациозно ходить на очень высоких каблуках в узких платьях. Еще одно обязательное условие конкурса – участница должна быть незамужней, потому что Ёрдынские игры издавна считаются ярмаркой невест. Красавицей была признана жительница села Баяндай Екатерина Торноева, которая в прошлом году стала «Мисс Усть-Орда».

Следующий день, 14 июня, был не менее насыщен. С утра проходил фестиваль традиционного кругового танца евразийских народов, в котором приняли участие 30 фольклорных коллективов из Иркутской области, Бурятии и Якутии. Они представили лучшие образцы народного творчества – песенного, танцевального, инструментального и устного фольклора.

Продолжила работу выставка-ярмарка изделий мастеров народного творчества. В одной из юрт в течение дня проходили чайные церемонии народов России, Китая и Монголии – Великий чайный круг. После обеда официальная церемония закрытия Ёрдынских игр вновь собрала вокруг сцены тысячи участников и гостей для торжественного награждения красавиц и баторов. Завершил фестиваль традиционный ёхор – хоровод вокруг горы Ёрд. По солнцу, по часовой стрелке люди стали смыкать круги. Сначала один, потом второй, третий почти получился. Согласно обряду достаточно одного кольца, чтобы праздник удался. Нынче же сакральный круг дважды обвил священную гору, создав крепкий оберег от злых сил. 

– Возрождение Ёрдынских игр служит поводом для инфраструктурного развития Ольхонского района, – подчеркнул Сергей Ерощенко. – Фестиваль является хорошим примером реализации национальной политики. Его поддерживает правительство России, он включен в программу ЮНЕСКО по народному творчеству. Мы будем строить здесь дороги, развивать инфраструктуру, а также ориентировать туристический бизнес на то, чтобы в этом сакральном месте развивалось соответствующее отношение к его истории, его традициям. При этом мы будем делать все для того, чтобы живущие в окрестностях люди имели комфортные условия жизни.

Напомним, рядом с горой Ёрд предполагается организация международного этнокультурного центра «Байгал», который станет сакральным местом, городом народов – Ёрд-Сарай.  Уже ведется оформление 42 га земли на плато недалеко от горы . Перед Ёрдынскими играми там был заложен мраморный камень, а шаманы провели молебен. Несколько участков будут предоставлены в долгосрочную аренду Якутии и Бурятии, которые разместят там свои представительства. В планах также возведение шаманского центра. Рассматривается возможность начала строительства инфраструктуры и отдельных объектов по проекту «Байгал» уже в 2016 году. То есть к следующим «Ёрдынским играм – 2017» местность Хоторук  должна преобразиться.