ВСЖД принимает антикризисные меры

И реализует концепцию клиентоориентированности

Восточно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» в этом году планирует создать Единый клиентский центр в Иркутске, который позволит минимизировать издержки грузоотправителей. Таким образом ВСЖД намерена увеличить число клиентов, что немаловажно в условиях экономического кризиса.

Как рассказал на пресс-конференции начальник ВСЖД Василий Фролов, погрузка на Восточно-Сибирской железной дороге за шесть месяцев 2015 года превысила 32,7 млн тонн. Отставание в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом составило 2,1%. При этом наблюдалось существенное увеличение погрузки каменного угля (рост на 15,8%), цветных металлов (на 7,2%) и бумаги (на 8%).

Однако произошло снижение погрузки нефти на 15,9%. Одной из причин Василий Фролов назвал переориентацию грузоперевозок со станций Зуй и Суховская на станцию Сковородино, чтобы нефть шла на Хабаровский нефтеперерабатывающий комбинат. Он также отметил, что в августе планируется ввод в эксплуатацию участка трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», в результате чего ВСЖД потеряет еще часть груза – по предварительным оценкам 200–300 тыс. тонн в год, что составляет около 3% от общего объема перевозок нефти.

– Это значительные потери, поскольку каждый второй рубль Восточно-Сибирская железная дорога зарабатывает именно на перевозках нефтяников, – подчеркнул Василий Фролов.

Произошло также снижение погрузки железной руды (на 18,6%), продукции предприятий лесного комплекса (на 0,1%), строительных грузов (на 37,1%), промышленного сырья (на 24%) и химикатов (на 16,9%). Начальник ВСЖД прокомментировал ситуацию с рудой, пояснив, что основной погрузчик этого сырья – Коршуновский ГОК – значительно сократил объемы экспорта из-за снижения цен на руду китайской стороной.

– В сложившихся условиях необходимо пересмотреть взаимодействие с грузоотправителями, – отметил Василий Фролов. – Для увеличения пропускной способности на дороге продолжается работа по наращиванию веса поезда, что снизит себестоимость перевозок и сократит сроки доставки грузов. Прошли те времена, когда железная дорога была «государством в государстве». Сегодня мы гоняемся за клиентом, и это не преувеличение. Мы хотим создать в этом году Единый клиентский центр, который упростит взаимодействие грузоотправителей и железной дороги. Человеку не придется ехать, например, в Усть-Кут, договариваться, следить за погрузкой и так далее. Все вопросы можно будет решить в одном месте. Сегодня ведется работа по созданию единой клиентской базы. Уже в этом году новая структура позволит получить дополнительные доходы в размере 379 млн рублей.

Говоря о финансово-экономической деятельности компании, Василий Фролов сообщил, что в 2014 году ВСЖД работала в условиях ухудшения макроэкономической обстановки и принятого государством решения о «нулевой» индексации тарифов на железнодорожные перевозки. Но прогнозируемый эффект от увеличения объемов грузов не был достигнут. В этом году ситуация усугубляется.

– Мы активно включились в работу по стабилизации финансовой деятельности компании, – добавил Василий Фролов. – ВСЖД реализует антикризисную программу и ищет дополнительные возможности, чтобы до конца года вывести предприятие на безубыточный уровень. В первую очередь это оптимизация затрат. В частности, экономия за счет изменения технологических процессов, установки современных приборов учета и энергоэффективных устройств, реализация программ бережливого производства. В этом году планируется снизить расходы на 890 млн рублей.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, инвестиционные проекты ВСЖД не замораживаются. Василий Фролов напомнил, что с 2013 года реализуется проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей». За два года на эти цели было израсходовано 13,7 млрд рублей. На 2015 год выделено 53,8 млрд рублей, которые пойдут на модернизацию железнодорожных путей (64 объекта), строительство вторых путей (13 объектов), семи разъездов, 11 двухпутных вставок, на развитие 14 станций, техническое перевооружение тяговых подстанций и др. Всего 181 объект.

– До конца 2016 года будет завершено строительство второго прохода Байкальского тоннеля протяженностью около 7 км на Байкало-Амурской магистрали, – заявил Василий Фролов. – На сегодняшний день выполнено 1,4 км пути. В 2015 году также планируется завершить строительство вторых путей на трех перегонах и трех разъездах участка БАМа Лена – Северобайкальск общей протяженностью 60 км. Все это приведет к увеличению пропускной способности.

Перспективы роста объемов перевозок по БАМу железнодорожники связывают с реализацией инвестпроектов российских компаний по освоению крупнейших в мире Удоканского медного, Чинейского железорудного, Апсатского угольного месторождений.

Начальник ВСЖД затронул тему развития Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). По его словам, расходы на содержание объектов КБЖД в 2014 году составили 89,2 млн рублей, в первом полугодии текущего года – 43,8 млн рублей.

С 2016 по 2020 годы компания намерена реализовать программу по комплексной защите КБЖД на общую сумму 9 млрд рублей. На эти средства планируется реконструировать тоннели и галереи, искусственные сооружения, откосы и т. д.

За прошлый год электричками на КБЖД было перевезено 25 тыс. человек, за шесть месяцев 2015-го – 7,7 тыс. пассажиров. Экскурсионными поездами – 26 тыс. туристов (за первое полугодие нынче – 4,2 тыс. человек). Василий Фролов сообщил, что регулярно поступают предложения по организации международных туристических маршрутов с посещением КБЖД со стороны руководства железных дорог Монголии и Китая.

– Их успешная реализация может стать хорошим импульсом к развитию Кругобайкальской железной дороги, – резюмировал Василий Фролов.

Он также заверил журналистов, что в этом году планируется впервые вывести на безубыточный уровень Байкальскую пригородную пассажирскую компанию (БППК). Это удастся достичь за счет оптимизации расходов и маршрутизации сети. В прошлом году финансирование ББПК составило 534 млн рублей, в этом – 631 млн рублей.

– Благодаря эффективному взаимодействию пригородной пассажирской компании, ВСЖД и правительства Иркутской области обеспечиваются стабильные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, – подчеркнул Василий Фролов.

Справка


На ВСЖД за шесть месяцев 2015 года было перевезено более 6,5 млн пассажиров. Пригородными поездами – свыше 5,3 млн человек. В целом по сети произошло снижение на 7%. В результате кризисных явлений в экономике наблюдается смещение спроса с купейных вагонов на плацкартные. На поезда дальнего следования с начала 2015 года с помощью интернета было приобретено более 190 тыс. электронных билетов, что на 22,7% больше, чем за аналогичный прошлогодний период. Набирает популярность услуга электронной регистрации билета, которой в этом году воспользовались 89,5 тыс. пассажиров (рост на 54,6%). С помощью транзакционных терминалов самообслуживания приобретено порядка 14,2 тыс. билетов. В целом доля электронных продаж на ВСЖД за шесть месяцев 2015 года составила 17% от общего количества реализованных билетов.