Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

21 августа 2015

Елена Григорьева: Иркутск сможет гордиться деревянными кварталами

Интервью взяла: Равиля Фаттахова

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

В 2011 году в Иркутске был открыт 130-й квартал. Проект исторической застройки еще не реализован окончательно, однако сегодня уверенно можно говорить о том, что он стал успешным. Каких еще сооружений не хватает 130-му кварталу? Можно ли опыт «Иркутской слободы» применить в центре города? Об этом в интервью «Областной» рассказала вице-президент Союза архитекторов России, один из авторов проекта 130-го квартала Елена Григорьева.

– Елена Ивановна, какие объекты, сооружения, предусмотренные проектом, так и не появились в 130-м квартале?

– Согласно концепции, «Иркутская слобода» должна стать одним из звеньев цепочки общественных пространств, которая начнется с Иерусалимского мемориального парка. В дальнейшем мемориальный парк будет благоустроен и станет местом тихого отдыха, прогулок. Эта территория должна иметь выход на площадь у музыкального театра, от которой идет надземный переход в 130-й квартал. С главной площади квартала предполагалось построить еще один надземный переход через улицу 3-го Июля. Он должен вести в соседний квартал и далее на набережную в районе бульвара Гагарина. Сооружение изначально являлось важной составляющей концепции проекта, потому что позволило бы «завязать» 130-й квартал вместе с другими территориями в одну большую трансгородскую цепочку. При этом движение по городу должно стать более комфортным для пешеходов и велосипедистов, мы в основном на них и работаем. Поэтому первым пунктом из того, что надо доделать, является надземный переход через улицу 3-го Июля.

По другую ее сторону планировалась еще одна автопарковка в четыре уровня – два этажа надземных и два подземных. Очевидно, что квартал популярен, и парковочных мест не хватает. А вдоль улиц машины не должны стоять. И дальше, припарковавшись, можно было бы подняться на лифте на уровень надземного перехода через улицу 3-го Июля и пройти на площадь перед ТРК «Модный квартал» и на пешеходный бульвар.

Кроме того, сегодня 130-му кварталу не хватает зелени, из-за этого территория выглядит немного декоративной и ненастоящей. Согласно проекту планировки предполагалось сохранить все крупные деревья. Однако подрядчикам было удобнее работать, когда территория полностью свободна. Сейчас в квартале необходимо посадить минимум десять крупномерных деревьев. Кроме того, нужны традиционные для усадебной деревянной застройки Иркутска кусты сирени, черемухи. Благодаря насаждениям среда станет более естественной и приятной. Можно привлечь ландшафтных дизайнеров: зеленый откос необходимо укреплять сеткой, а кое-где и камнем, используя элементы авторской дендрологии. Надо сказать, что постепенно эта работа начинается, например, владельцы ТРК «Модный квартал» проявили инициативу, и на нижней террасе уже выполнен небольшой участок альпийской горки.

– Но есть и более насущные проблемы. Например, на пешеходном бульваре пришла в негодность плитка. Почему так происходит?

– Это издержки скоростной стройки. На самом деле пешеходный бульвар должен был моститься более сложным образом. Мы хотели сделать сочетание гладкой поверхности, брусчатки и деревянного тротуара. Гладкая поверхность удобна для тех, кто идет на шпильках, везет коляску. А брусчатка и деревянные тротуары традиционны для исторической застройки.

– Соблюдается ли собственниками помещений концепция 130-го квартала?

– Существует генплан 130-го квартала, этот документ является законом, который нельзя нарушать. Однако сегодня один недальновидный предприниматель без разрешения администрации Иркутска возвел крупное деревянное сооружение. Это все равно, что рубить сук, на котором сидишь. Отчасти такие вольности можно объяснить желанием предпринимателей увеличить площади. Однако этот вопрос можно решить, используя маркизы (раздвижные козырьки или навесы), и не надо сооружать ничего лишнего.

Всего в 130-м квартале расположено более 50 домов – хозяйство большое. Поэтому необходима структура, которая бы управляла территорией. Нужно следить за тем, чтобы реклама размещалась цивилизованным образом, подсветка подчеркивала особенности деревянного зодчества, озеленение соответствовало концепции. Если за 130-м кварталом не следить, то он деградирует. Так произошло с улицей Урицкого.

– Елена Ивановна, вы являетесь еще и главным архитектором проекта комплексного развития центра города Иркутска. Расскажите, чем он отличается от «Иркутской слободы»?

– Проект масштабнее «Иркутской слободы». Если территория 130-го квартала составляет 5,6 га, то в новом проекте – 42 га (11 кварталов). Это территория от Крестовоздвиженской церкви до улицы Карла Либкнехта, между улицами Подгорная и Тимирязева. Центр приходится на место бывшего стихийного рынка «Шанхайка».

В течение последних полутора десятков лет здесь из-за дикой торговли уничтожались целые кварталы, в том числе пострадали и памятники архитектуры. В деревянных домах выпиливались трехметровые проемы, монтировались рольставни. Ворота открывались, с лотка велась торговля. Все это происходило, конечно, без разрешения. О соблюдении пожарных и санитарных требований даже говорить не приходилось.

Задача нашего проекта – сделать территорию более привлекательной и достойной исторического центра, создать рациональную систему общественных пространств с самым современным уровнем благоустройства и озеленения. С ростом привлекательности городской среды поднимется доходность бизнеса, расположенного на этой территории. При этом главными постулатами концепции является сохранение всех существующих памятников и восстановление уничтоженных. Предполагается сохранить и историческую сетку улиц. Современный подход показывает, что расширение улиц в историческом центре не приводит к решению проблем транспорта, а только уничтожает этот самый центр.

– Тогда каким образом решить транспортную проблему в центре Иркутска?

– В Сибирской лаборатории урбанистики проанализировали эту проблему с помощью специалистов из Высшей школы экономики, которые имеют опыт работы в исторических городах с частой сеткой нешироких улиц. Должно соблюдаться простое правило исключения транзита: в центр едут только те люди, которым нужно в центр, а не те, кто едет транзитом, например, в Ново-Ленино. Для этого необходимо изменять схему движения и организовывать платные парковки. Опыт других городов показывает, что все эти меры реально реализовать и в Иркутске. Постепенно улицы освободятся от лишнего транспорта, тротуары примут благопристойный вид, кое-где даже расширятся. Придет время, и горожанам будет приятно и комфортно пройтись не только по 130-му кварталу, но и по зеленым улицам Карла Маркса, Дзержинского.

– Елена Ивановна, сейчас эти проекты кажутся просто фантастическими…

– Мы 20 лет говорили о том, что деревянные кварталы можно развивать.

В 130-й квартал сначала тоже никто не верил. Вспомните, что было на его месте – клоака: туалеты, помойки, жуткий запах в летнее время. Сегодня мы видим успешный проект.

В центре Иркутска первый шаг уже сделан: убрали самое ужасное, что здесь было – «Шанхайку». Я думаю, деревянные кварталы можно обустроить так, чтобы столица Приангарья ими гордилась.

Другие материалы
Реклама от YouDo