Приемная кампания – 2015

В августе завершилась приемная кампания 2015 года. Сколько бюджетных мест получили вузы Иркутской области? Какие специальности оказались самыми востребованными? И где образование стало дороже? Эти и другие вопросы обсуждались во время круглого стола, который прошел в газете «Областная».

В мероприятии участвовали начальник управления профориентации и приема Иркутского государственного университета Дмитрий Матвеев, ответственный секретарь приемной комиссии Евразийского лингвистического института – филиала МГЛУ в Иркутске Светлана Богданова, начальник учебного отдела Иркутского государственного аграрного университета имени А.А. Ежевского Алла Мартыненко, проректор по учебной работе Иркутского государственного медицинского университета Андрей Щербатых, ответственный секретарь приемной комиссии Иркутского государственного медицинского университета Вадим Дульский.

Новые правила нужно доработать

ОГ: Что нового было во время нынешней приемной кампании в вузах?

Дмитрий Матвеев:

– Впервые были предусмотрены дополнительные баллы за индивидуальные достижения абитуриентов, поступающих на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры. В связи с этим возникло много вопросов. Например, при поступлении на бакалавриат и специалитет учитывалось наличие школьного аттестата с отличием. А вот диплом с отличием среднего профессионального образования не принимался. Также учитывалось участие в олимпийских, сурдлимпийских играх, первенствах Европы, Мира, волонтерской деятельности, наличие значков ГТО. Мы не знали, как адекватно оценить волонтерскую работу. К счастью, это было на выбор вуза, и мы решили волонтерскую деятельность не учитывать вообще. Кроме того, дополнительные баллы начислялись за итоговое сочинение, участие в олимпиадах различного уровня.

Вадим Дульский:

– У нас получилась интересная ситуация. Один выпускник предоставил значок ГТО, другой предоставил выписку из решения комиссии о присуждении значка. Чтобы внести ясность, мы сделали запрос и получили ответ. Оказалось, что в текущем году ни в одном регионе РФ значки не выдавались. А в правилах приема прописано, что дополнительный балл начисляется именно за наличие значка, а не протокола комиссии.

Светлана Богданова:

– В нашем вузе добровольческая деятельность учитывалась обязательно. Абитуриенты предоставляли официальные волонтерские книжки.

Число бюджетных мест не уменьшается

ОГ: Сколько бюджетных мест получили вузы в этом году?

Андрей Щербатых:

– Нам в этом году дали 415 мест, это на 13 больше, чем в прошлом году.

Алла Мартыненко:

– Нашему вузу в 2015 году было выделено 840 бюджетных мест, из них 485 – на очную форму обучения.

Дмитрий Матвеев:

– ИГУ с учетом ВСГАО получил 2069 бюджетных мест. Из них примерно треть – на педагогическое образование.

Светлана Богданова:

– У нас количество бюджетных мест увеличилось на 85 по сравнению с прошлым годом и составило 288.

ОГ: Сколько заявлений было подано в приемные комиссии вузов?

Алла Мартыненко:

– У нас было подано почти 3,6 тыс. заявлений, это на 4% больше, чем в прошлом году.

Дмитрий Матвеев: 

– У нас было порядка 14,5 тыс. заявлений. Трудно сравнить с прошлым годом, когда ВСГАО и ИГУ проводили приемные кампании отдельно. Но в целом количество заявлений не увеличилось. В этом году по некоторым предметам пороговый балл ЕГЭ выше, поэтому часть заявлений мы просто отсекали.

Светлана Богданова:

– У нас подано около 1,5 тыс. заявлений. Поскольку практически на все специальности необходим был ЕГЭ по иностранному языку, количество желающих поступить было меньше, потому что не каждый мог сдать экзамен на нужном уровне.

Вадим Дульский:

– В наш вуз было подано 3,2 тыс. заявлений. Это чуть меньше, чем в прошлом году. Сыграли роль два фактора: увеличился пороговый балл ЕГЭ по химии, биологии, русскому языку, кроме того, в этом году мы не вели прием по очно-заочной и заочной формам обучения.  

ОГ: Каково качество знаний у нынешних абитуриентов?

Андрей Щербатых:

– В нашем вузе, наверное, самый высокий балл ЕГЭ у абитуриентов, принятых на первый курс. Проходной балл на лечебное дело – 243, на стоматологию – 229, на педиатрию – 224, на медбиохимию – 210, на фармацию – 211. Это достаточно высокие баллы, они соответствуют критерию мониторинга эффективности вузов.

Кстати, 54% наших абитуриентов имеют целевое направление. Думаю, что придет такое время, когда мы будем принимать 100% целевиков. И это правильно. Но сейчас по целевому направлению поступают жители отдаленных районов. Там в школах преподают достаточно слабо, учителей не хватает. Поэтому баллы ЕГЭ целевиков из сельской местности хуже, чем у городских школьников.

Дмитрий Матвеев:

– У нас средний балл вместе с коммерсантами – 63,8, в прошлом году был 64,5. В целом средний балл на бюджетном отделении сильно разнится. На гуманитарных направлениях балл выше, чем на естественно-научных. Если на юриспруденцию по одному предмету это 83, то на геологию абитуриенты едва дотягивают 49 баллов.

Алла Мартыненко:

– У нас в основном ребята сельские, базовая подготовка у них очень слабая. По очной форме обучения средний балл на бюджетном отделении составил 48,8, на коммерческом – 45,2. Но это все равно на 1,27 балла выше, чем в прошлом году. На заочной форме средний балл, как ни странно, выше – 51,3 на бюджетном отделении и 51,1 – на коммерческом. К сожалению, количество абитуриентов по целевому набору уменьшается. В этом году было подано 51 заявление, но всего пять человек сдали ЕГЭ.

Светлана Богданова:

– Средний балл на бюджетном отделении составил 70. А целевого набора у нас в этом году нет. Дело в том, что раньше договора заключались с ИГЛУ. Нынче мы всем объясняли, что нужно обращаться к ректору головного вуза, но этого никто не сделал.

Профессии юриста и экономиста востребованы

ОГ: Какие направления востребованы среди абитуриентов?

Дмитрий Матвеев:

– В нашем университете уже несколько лет не теряют популярности такие направления как юриспруденция, экономика, торговое дело, товароведение, менеджмент. Для них требуются ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию, либо по русскому, истории, обществознанию. А эти экзамены сдают большинство абитуриентов. Получается, большой конкурс на эти специальности создается искусственно.

Алла Мартыненко:

– У нас в этом году был очень высокий конкурс на специальности «ветеринария» и «экономическая безопасность», направление бакалавриата «землеустройство и кадастры».

Светлана Богданова:

– В нашем вузе всегда популярно направление «лингвистика». В этом году для него было выделено 111 бюджетных мест.

Андрей Щербатых:

– Традиционно высокий конкурс на специальности «фармация» (14 человек на место), «медицинская биохимия» (10 человек), «стоматология» (девять человек на место), «педиатрия» (восемь человек на место). Общий конкурс по всем направлениям подготовки составил восемь человек на место.

ОГ: В вузах появились новые специальности и направления?

Светлана Богданова:

– В этом году появились новая специальность «перевод и переводоведение», направление бакалавриата «культурология». Вместо направлений «туризм» и «педагогическое образование» организованы направления подготовки «гостиничное дело» и «психолого-педагогическое образование».

Дмитрий Матвеев:

– У нас единственное новое направление – «философия». Но для него не выделено бюджетных мест, а учиться на коммерческой основе желающих не было.

Высокая стоимость обучения не пугает абитуриентов

ОГ: В нескольких вузах Иркутска значительно повысилась стоимость обучения. С чем это связано и как отразилось на количестве абитуриентов коммерческого отделения?

Дмитрий Матвеев:

– Министерство образования и науки РФ издало приказ не повышать стоимость обучения, но вместе с этим был приказ о нормативных затратах на обучение. В прошлом году стоимость обучения в ИГУ была меньше норматива. Руководство нашего вуза решило соответствовать последнему приказу. Минимальная цена на программы бакалавриата и специалитета составляет 123,5 тыс. рублей.

Предусмотрена система скидок по общему баллу ЕГЭ: от 180 баллов до 200 – скидка 30%, выше 200 – 40%. Такие же скидки есть для поступающих в магистратуру, но там размер зависит от результатов вступительных испытаний. Нынче университет потерял примерно половину контрактных студентов из-за увеличения стоимости.

Алла Мартыненко:

– В нашем вузе стоимость разная. Если это направления подготовки, где есть бюджетные места, то стоимость превышает 100 тыс. На направлениях, где нет бюджетных мест, цены демократичные – есть и по 44 тыс. рублей за год. Скидки тоже предусмотрены.  

Светлана Богданова:

– Стоимость, конечно, высокая. Например, обучение на направлении «культурология» стоит 133 тыс. рублей. Есть система скидок: за средний балл ЕГЭ – 30%, на столько же дешевле обойдется обучение абитуриенту из сельской местности. Все это позволило оставить стоимость в пределах 80 тыс. рублей, что на уровне прошлого года. Кстати, наш филиал не перешел на московские цены: там та же «лингвистика» стоит в пределах 250 тыс. рублей.

Андрей Щербатых:

– Мы дифференцированно повысили стоимость обучения два года назад. В прошлом году стоимость обучения на стоматологическом факультете составила 180 тыс. рублей за год. И это нисколько не смутило поступающих. Мы набрали на коммерческое отделение в два раза больше абитуриентов, чем раньше. Обучение на лечебном факультете стоит 160 тыс. рублей, и тоже абитуриентов на коммерческое отделение набрали хорошо. Самая низкая цена на специальности «медико-профилактическое дело» – 70 тыс. рублей и «педиатрия» – 125 тыс. Количество коммерческих студентов на них, включая иностранных, в этом году составило 292 человека.

ОГ: Что нужно сделать, чтобы приемная кампания проходила эффективнее?

Андрей Щербатых:

– У нас специфический вуз, и люди туда идут по призванию. Вопрос в том, кто способен получить высшее медицинское образование. Мы принимаем много абитуриентов (в этом году около 700 человек). Но каждый год отчисляем примерно 500 человек, потому что они неспособны освоить учебные программы. У ребят с низкими баллами ЕГЭ из поселков и деревень знания по биологии, химии не соответствуют школьной программе, и, к сожалению, именно среди них процент отчислений очень большой. Поэтому нужно более активно проводить профориентационную работу. У нас уже два года функционирует профильный класс в школе № 15 Иркутска. Там учатся 30 человек, которые собираются поступать в ИГМУ. Преподаватели из нашего университета преподают им химию, биологию, русский. Также мы проводим видеоконсультации с абитуриентами и их родителями из территорий Иркутской области по правилам приема в вуз. 

Нужно менять форму целевого договора. Сейчас в нем абсолютно не прописаны обязанности работодателя. Эффективность целевой подготовки очень низкая, потому что из 10 целевиков оканчивают наш вуз примерно четыре человека. Из них потом двое отказываются от выполнения своих обязательств.

Алла Мартыненко:

– В нашем вузе больше половины направлений подготовки – инженерные, где требуется ЕГЭ по физике. А этот предмет выпускники школ сдают неохотно. Хорошо бы сделать ЕГЭ по физике обязательным.

Дмитрий Матвеев:

– Мы стараемся работать с абитуриентами, создан профориентационный центр, абитуриенты могут получать консультации в режиме он-лайн, проходить профориентационное тестирование.