Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

19 октября 2015

Ольга Сенаторова: Вампиловский фестиваль – форум серьезных размышлений

Интервью взяла: Елена Орлова

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

В сентябре в Иркутске прошел Международный фестиваль современной драматургии им. А.В. Вампилова. Его гостями стали известные театральные критики и театроведы, среди которых была генеральный продюсер Федерального фестиваля «Театральный Олимп» (Сочи), топ-менеджер в театральной сфере высшей квалификации Ольга Сенаторова. Своими впечатлениями от Вампиловского фестиваля она поделилась с корреспондентом газеты «Областная».

– Ольга Валентиновна, вы уже третий год приезжаете на Вампиловский фестиваль, на ваш взгляд, в чем его особенность?

– На сегодняшний день в России около 200 фестивалей разного уровня, за последние десять лет фактически произошла фестивализация всей страны. Случилось это, потому что в 1990-е годы разрушились гастрольные связи, и Министерство культуры РФ стало поддерживать серьезные фестивальные проекты, чтобы хоть как-то восполнить этот пробел. Вампиловский также получил поддержку государства, и я считаю, это очень правильно, ведь у вас фестиваль миссионерский, с «лица не общим выраженьем», имеющий свою концепцию, стратегию и традиции. За 20 лет существования он не потерял актуальности, собирает полные залы и множество театров.

– Насколько он оправдывает свое название как фестиваль современной драматургии?

– Полностью. Ведь имеются в виду, как спектакли по произведениям современных авторов, так и новый подход к постановке классики. Особенность Вампиловского фестиваля в том, что здесь очень сердечно и трепетно сохраняют память о знаменитых земляках. И речь идет не только о Вампилове, который многогранно представлен в афише, но и о Распутине и тех писателях, музыкантах, режиссерах, которых родила иркутская земля. Возможно, здесь есть какая-то мистическая сила, дающая жизнь талантам, которые иначе видят мир и зовут нас к другим горизонтам. Та высокая планка, которую задают эти имена – отличительная черта фестиваля, потому что здесь говорят о серьезном театре, серьезной литературе, драматургии и вечных ценностях. А еще, на мой взгляд, сам Иркутск обладает высокой силой притяжения, ведь я уже третий раз уезжаю отсюда обновленной и просветленной. В общем Вампиловский фестиваль – это фестиваль серьезных размышлений.

– Как вы оцениваете афишу фестиваля?

– В ней были разные по уровню спектакли. Наш театр переживает сейчас не самые лучшие времена и не все постановки, которые были сюда привезены, равнозначны. Но тот уровень разговора, который был здесь организован, приносит пользу и самому театру. В каком-то смысле коллектив себя перепроверяет и выходит на другой уровень.

– Какие спектакли вам запомнились?

– К сожалению, я посмотрела лишь половину постановок. Мне кажется, фестиваль начался очень удачно и мощно спектаклем «Старший сын» в постановке «Мастерской» Григория Козлова. Я за этим коллективом наблюдаю давно. Это серьезная команда с грамотным руководителем. В этом спектакле они очень трепетно отнеслись к Вампилову, его пьесе и тому поколению времени оттепели, когда раскрывались сердца. Артисты были настолько искренними, что на это не мог не откликнуться зал, который в финале аплодировал стоя.

– Что вы можете сказать о работах коллективов Иркутской области?

– Я с удовольствием посмотрела спектакль Братского и Черемховского театров – «Легкий способ бросить курить» и «Моя Марусечка». Мне показалось, что оба театра встали на путь серьезного эксперимента, причем не для того, чтобы эпатировать зрителя, а чтобы заговорить с ним на непривычные темы и попробовать новые сценические технологии. Оба театра идут по этому пути в сторону успеха, хотя на нем есть как достижения, так и потери. Это два, безусловно, интересных коллектива, за творчеством которых нужно следить и помогать им во всех отношениях. Я очень порадовалась за театры Иркутской области, которые обитают на территории эксперимента. Я увидела желание актера искать пути к зрителю, используя новую драматургию.

– А как вам «Смертельный номер» иркутского драмтеатра?

– Замечательно, что Иркутский академический театр тоже не побоялся эксперимента и представил свою новую команду молодых артистов и режиссера Алексея Орлова, для которого это первая работа. Но риск оказался оправданным, ведь это не только эксперимент с формой, но и попытка раскрыть глубокое содержание. У нас состоялось большое обсуждение спектакля, и мы увидели, что ребята ищут новые смыслы, они в пути, а значит, будут работать над спектаклем. Мы посоветовали им стараться показать жизнь не отдельного человека искусства, а художника в высоком ее драматизме и вдохновении.

– Вы являетесь автором идеи проведения фестиваля «Театральный олимп» в Сочи, в чем его особенность?

– Так сложилось, что в последние годы в России под резкую критику попал репертуарный театр. Некоторые вдруг заговорили, что это скучно и несовременно, но я с этим в корне не согласна, ведь именно репертуарный театр в трудные годы нашей жизни спасал человека, и люди шли в него за красотой и поддержкой, надеждой и пониманием смыслов той жизни, которая их окружала. Поэтому возник фестиваль успешных репертуарных театров России, которые вынесли на своих плечах этот кризис, не толкали людей в депрессию, а вытягивали их оттуда. Спасали классикой, масштабными спектаклями с полноценными декорациями.

– Что значит успешный театр в контексте фестиваля?

– Это театр, который интересен в художественном плане и востребован на культурном рынке, как бы последнее приземлено не звучало. Кстати, по своей концепции «Театральный олимп» не имеет аналогов в России и в мире, поскольку он оценивает театр как социально-культурный институт. У нас работает два жюри, первое определяет художественный уровень двух спектаклей театра, где один для взрослых, а другой для детей. Другое жюри судит, насколько успешен театр в экономическом, социальном, информационном плане и так далее. То есть это свое образное МРТ для театра – сканирование организма по всем его составляющим.

– Интересно, а смог бы иркутский драмтеатр принять участие в вашем фестивале?

– Да, потому что и творческое лицо театра выглядит профессионально, и он также ведет множество социальных и творческих направлений. И все что он делает – значимо, осмысленно и профессионально. Я буду рада, если Иркутский драмтеатр найдет возможность приехать в Сочи вступить в это нелегкий и интересный поединок с равными себе театрами.

Другие материалы