Многоквартирные дома в поселке Усть-Ордынском

Обследовала Служба жилищного надзора

На заседании комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области рассмотрели вопрос о том, как реализуется программа капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). Участники заседания пришли к выводу: областной закон о капремонте нужно менять.

Ирина Савинцева, руководитель Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, сообщила, что в краткосрочный план капитального ремонта многоквартирных домов в 2014 году было включено 95 МКД, расположенных на территории 12 муниципальных образований региона. Все работы должны быть выполнены в 2015-м. Общий объем их финансирования составил 338,3 млн рублей, в том числе 133,5 млн рублей средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, 102,5 млн рублей из областной казны, 84,5 млн рублей – из местных бюджетов и 17,3 млн рублей, собранных с собственников жилья. В соответствии с информацией, предоставленной Фондом капитального ремонта МКД Иркутской области, к октябрю 2015 года работы были профинансированы на сумму 148,3 млн рублей, или 43,8%.  

До 30 ноября Служба жилищного надзора должна провести 60 внеплановых проверок Фонда капремонта. Специалисты уже обследовали несколько многоквартирных домов в Усть-Ордынском Бурятском округе. Выяснилось, что программа капремонта в поселке Усть-Ордынский не реализуется, так как местная администрация не сформировала и не утвердила краткосрочный план, не предусмотрела в бюджете средства на софинансирование. При этом дома в окружном центре ни разу не видели капремонта и находятся в плачевном состоянии. Осмотрев помещения, специалисты нарисовали далеко не радужную картину: в подвалах домов стоит вода и хозфекальные стоки, которые разрушают фундамент; из-за отсутствия водосточных труб намокают стены, на фасадах растут мох, грибок и плесень; имеются участки стеновых панелей с обнаженной арматурой и признаки повреждения несущих конструкций балконов; вследствие расхождения межпанельных швов в зимнее время в квартирах промерзают стены.

Кроме того, там разрушены все входы в подъезды, а на козырьках растут деревья и трава. Во многих домах в связи с аварийностью перекрыта канализация. Жители устанавливают надворные туалеты вблизи детских площадок. В самих домах присутствует зловонный запах.

Как заявил на заседании Общественной палаты член ОП Сергей Вахонин, Фонд капремонта работает за «закрытыми дверями». Он подчеркнул, что во многих субъектах РФ на сайтах региональных операторов можно посмотреть движение средств и понять, куда пошли деньги. У нас же ничего подобного нет.

Светлана Выскубова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры Иркутской области, сообщила, что вопросы капремонта находятся под пристальным вниманием надзорного органа. Среди нарушений, которые уже были выявлены, – необоснованное включение в реестр МКД аварийных зданий, начисление взносов в завышенном размере из-за недостоверной информации о наличии в домах лифтов и мусоропроводов, незаконное предъявление платы за капремонт жителям квартир, находящихся в социальном найме.

Прокурор также заявила, что в ближайшее время будет проведена проверка Фонда капремонта и министерства жилищной политики, энергетики и транспорта региона. Ее итоги представят губернатору Приангарья.

Сергей Фоминых, начальник департамента инженерных коммуникаций жилищного фонда комитета городского обустройства администрации Иркутска, констатировал: прозрачности в деятельности регионального оператора нет.

Участники заседания пришли к выводу о том, что закон о капремонте нужно менять – деньги должны направляться на конкретные дома и расходоваться в обозримом будущем, а не через 20–30 лет. 

Председатель комиссии по правам человека ОП региона Анатолий Капустенский подчеркнул, что вопрос серьезный, и его следует вынести на рассмотрение совета Общественной палаты.

По итогам заседания комиссия решила рекомендовать правительству Иркутской области рассмотреть персональную ответственность руководителей Фонда и министерства жилищной политики региона, заменить состав попечительского совета Фонда капремонта.

Законодательному Собранию области будет рекомендовано внести изменения в закон об организации проведения капитального ремонта МКД, главам муниципальных образований – закрепить ответственных за реализацию региональной программы, утвердить план мероприятий по информированию граждан об их правах, связанных с вопросами капремонта, прокуратуре региона – дать правовую оценку действий должностных лиц Службы жилищного надзора, Фонда капремонта, министерства жилищной политики по исполнению закона о капремонте.