Детсады для детей-инвалидов становятся доступнее

В 39% дошкольных учреждений Приангарья созданы условия для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Об этом на выездном заседании рабочей группы партийного проекта «Детские сады – детям» сообщила министр образования региона Валентина Перегудова.

По ее словам, в Иркутской области реализуются программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития. Около 8,2 тыс. детей в регионе получают специализированные образовательные услуги, из них 5,9 тыс. – это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Родителям или законным представителям, дети которых находятся на домашнем обучении, положена компенсация. Размер ее для детей дошкольного возраста составляет 16,9 тыс. в месяц. Кроме того, для родителей созданы консультационные центры, где можно получить методическую, психологическую, педагогическую, диагностическую помощь.

Однако, отметила Валентина Перегудова, несмотря на принимаемые меры, есть еще ряд нерешенных вопросов. Так, существующая нормативно-правовая база для развития инклюзивного дошкольного образования требует доработки. Кроме этого, необходимо обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми-инвалидами.

Председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Ирина Синцова рассказала, что с 2010 года в регионе действует рабочая группа партийного проекта «Детские сады – детям»:

– Начиная этот проект, мы ставили цель решить вопросы кадрового, материально-технического обеспечения в детсадах. За пять лет эти вопросы решены, и сегодня основная проблема – доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Депутат добавила, что со следующего года в федеральную государственную программу «Доступная среда» будут включены объекты дошкольного образования. И Иркутская область тоже может получить федеральные средства на оборудование доступной среды в детских садах для воспитанников с ограниченными возможностями.

Иркутский детский сад компенсирующего вида № 100 «Берегиня» сегодня посещают ребятишки с нарушениями зрения, слуха и другими ограничениями здоровья. Его заведующая Валентина Сушицкая объяснила, что сюда принимаются дети, которые прошли комплексное диагностическое обследование медико-психолого-педагогической комиссии города Иркутска.

Детский сад посещает 131 ребенок. Здесь организованы девять групп, из них восемь – для детей с диагнозом «Задержка психического развития», в еще одну группу ходят дети, отстающие в общем интеллектуальном развитии. Среди воспитанников есть трое малышей с синдромом Дауна, еще 24 ребенка – это дети-инвалиды.

– Для создания адаптивного образовательного пространства объединены усилия всех педагогов нашего учреждения. Вместе работают учителя-дефектологи, логопеды, педагоги, психолог, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, воспитатели и родители, – рассказала Валентина Сушицкая.

В детском саду обеспечено медицинское сопровождение. Врачи Иркутской городской клинической больницей № 9 систематически контролируют физическую нагрузку, состояние здоровья детей, соблюдение норм СанПиНа.

В спортзале установлено оборудование для выполнения специальных физических упражнений. В детском саду также есть бассейн, однако он нужен не для того, чтобы научить детей плавать. Главная задача – расслабить мышечный тонус, стимулировать нервную деятельность, координацию движений, закалить организм. Также во время таких занятий дети получают положительные эмоции.

Кроме того, для детей организованы занятия по сенсорному развитию. С помощью специальных методов и средств малыши учатся воспринимать формы, цвета, тактильные, звуковые ощущения. Благодаря таким занятиям у детей активизируются творческие способности, корректируется задержка психического развития, развивается мелкая моторика и координация. На уроках педагоги и психологи используют живой песок, сухие бассейны, звуковые игрушки.

Валентина Сушицкая отметила, что малыши, освоившие программу, показывают высокую готовность к дальнейшему образованию и социализации. В 2014–2015 годы 63% выпускников детского сада поступили в общеобразовательные школы, 14% детей – в школы для детей с умственной отсталостью, 10% ребятишек – в школы для детей с задержкой психического развития. Остальные ребята пошли в школы для детей с тяжелой речевой патологией, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Еще 6% были определены на индивидуальное обучение.