30.11.2015 08:15

Средняя сумма взятки возросла

Проблемы борьбы с коррупцией обсудили в ЗС

Коррупция не отступает, а мздоимцы стали просить больше денег со взяткодателей. Средняя сумма взятки в Прибайкалье возросла более чем на 120 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом. Об этом речь шла на общественных слушаниях «Реализация антикоррупционного законодательства Российской Федерации».

Слушания прошли в Законодательном Собрании Иркутской области 24 ноября. Участники встречи предложили использовать конфискацию имущества как меру наказания коррупционеров, создать институт повышения квалификации муниципальных служащих, разрабатывающих нормативно-правовые акты в сфере противодействия коррупции, привлекать больше специалистов для проведения независимых антикоррупционных экспертиз.

Мало кто будет спорить с тем, что коррупция является одним из самых опасных факторов общественной жизни. Она разрушительно влияет на основы государственного устройства, создает почву, в том числе для терроризма, препятствует проведению социальных преобразований и улучшению экономической ситуации. Граждане, сталкиваясь с коррупционерами, перестают доверять органам власти.

В начале слушаний председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении ЗС Борис Алексеев напомнил о прошедшем недавно в Санкт-Петербурге антикоррупционном форуме, который показал, что несмотря на принимаемые в сфере борьбы с коррупцией меры, ситуация пока не вселяет оптимизма.

– Борьба с коррупцией – это межведомственная задача. Хотелось бы понять, что у нас получилось исходя из практики прокурорского надзора, при контроле со стороны министерства юстиции и общественных организаций, – подчеркнул Борис Алексеев.

Формирование нетерпимости к коррупции в обществе, проведение антикоррупционной экспертизы документов, проверка сведений о расходах и доходах государственных и муниципальных служащих, – об этих и других направлениях антикоррупционной работы доложила прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Иркутской области Любовь Слинкова. По ее информации, в регионе осуществляются все вышеперечисленные мероприятия как на уровне органов государственной власти, так и муниципальных образований.

В частности, повсеместно проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (НПА) и их проектов. За девять месяцев текущего года прокурорами выявлено более 700 действующих НПА и проектов с коррупциогенными факторами, практически все они в настоящее время приведены в соответствие с антикоррупционными требованиями.

– Не менее важным направлением профилактики коррупции является исполнение органами государственной власти, местного самоуправления требований федерального законодательства об обязанностях, запретах и ограничениях, установленных для государственных и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих государственные и муниципальные должности. В 2015 году выявлено более 1000 таких нарушений, в прошлом году было 197. С целью их устранения внесено более 200 представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности более 129 лиц. Коррупционные правонарушения, как правило, совершаются в совокупности с нарушениями экономического характера. Зачастую они связаны с незаконным расходованием бюджетных средств, нарушениями при использовании государственной и муниципальной собственности, природных ресурсов, отмыванием денежных средств, осуществлением государственными и муниципальными органами разрешительных – лицензионных – функций, функций контроля. Поэтому для борьбы с коррупцией должен применяться всеобъемлющий, многодисциплинарный подход, – уверена Любовь Слинкова.

Одной из мер по борьбе с коррупцией является снижение контрольно-надзорной нагрузки на бизнес. С этой целью прокуроры работают, прежде всего, непосредственно с контролерами – проверяют их, обсуждают недостатки на межведомственных совещаниях, обучают на семинарах. В результате в этом году количество поступивших в прокуратуру области материалов на согласование внеплановых проверок стало меньше на 20%, и все равно по половине из них приняты решения об отказе.

Расследование коррупционных преступлений является одним из самых сложных, поскольку непросто доказать их корыстный мотив, ни взяткодатель, ни мздоимец не заинтересованы в даче показаний.

Тем не менее в 2015 году правоохранительными органами выявлено 362 преступления коррупционной направленности, в том числе по факту получения взятки – 92, дачи взяток – 74. Кстати, средняя сумма взятки по сравнению с прошлым годом выросла более чем на 120 тыс. рублей – с 36 тыс. до 160.

– Примером выявления преступлений коррупционной направленности, получившим широкий общественный резонанс и огласку в средствах массовой информации, является уголовное дело, возбужденное в апреле этого года  в отношении мэра города Усть-Илимска Владимира Ташкинова по факту получения взятки в особо крупном размере. Установлено, что в декабре прошлого года Ташкинов получил через начальника департамента жилищной политики и городского хозяйства администрации Усть-Илимска – взятку в виде денежных средств в сумме более 5 млн рублей. Взяткодатель рассчитывал на перечисление предоплаты за приобретение строительных материалов по муниципальному контракту на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог в городе Усть-Илимске, а также за последующую успешную приемку работ по указанному муниципальному контракту. В настоящее время данное уголовное дело расследуется, выявляются новые эпизоды получения Ташкиновым «откатов» за муниципальные контракты. Преступление выявлено оперативным путем, предприниматели не заявляли о вымогательстве взяток, – рассказала прокурор.

За девять месяцев текущего года за коррупционные преступления осуждено 106 лиц. Наиболее распространенным наказанием является штраф, иногда он достигает очень больших денежных сумм. Например, за покушение на получение взятки за незаконное оформление земельного участка в собственность бывший глава Еланцов Владислав Романов осужден не только к трем годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Он еще обязан выплатить штраф в сумме 20 млн 512 тыс. рублей.

Вот только сомнительно, что большинство коррупционеров готово к таким штрафным санкциям. Серьезной альтернативой этому могла бы стать конфискация имущества. Об этом на слушаниях говорил член комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур Общественной палаты Иркутской области Владимир Татарников. Сейчас согласно УК конфискуется только предмет взятки, который, по сути, является вещественным доказательством по уголовному делу. А многочисленные богатства нечистых на руку чиновников остаются «в семье». Ранее эта мера была весьма эффективной, но в 2003 году ее отменили.

– Депутат Государственной думы Сергей Тен выступил с инициативой о внесении в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ изменений, которые предусматривают для ряда коррупционных преступлений, в первую очередь, совершенных при отягчающих обстоятельствах, конфискацию имущества преступника. Следственный комитет дал положительное заключение на законопроект. Концептуально поддержал его и Верховный суд, однако правительство России, честно говоря, отнеслось к этой инициативе прохладно. Напомню, что в разных странах Европы, например, в Беларуси, Латвии, Болгарии, Франции, есть такая мера уголовного наказания, как конфискация имущества. Инициатива Сергея Тена нуждается в поддержке, – обратился к присутствующим Владимир Татарников.

Борис Алексеев заверил его, что после того, как свою оценку законопроекту даст суд, его обсудят и депутаты ЗС.

Отдельно на слушаниях участники коснулись темы нормотворчества на уровне субъекта федерации и муниципалитетов.

Начальник отдела антикоррупционной работы и лингвистической экспертизы в экспертно-аналитическом управлении министерства юстиции Иркутской области Светлана Юзвак, проинформировала, что в настоящее время в регионе идет активная нормотворческая работа по внесению изменений в нормативно-правовые акты (НПА), разработке новых НПА, приведению их в соответствие с федеральным законодательством о противодействии коррупции.

К программным НПА относятся, в первую очередь, ОЗ «О противодействии коррупции в Иркутской области» и утвержденный правительством Прибайкалья порядок осуществления антикоррупционного мониторинга.

Следует выделить порядка 15 указов губернатора Иркутской области, в которых устанавливаются перечни должностей, связанных с коррупционными рисками, порядки представления служащими сведений о доходах и расходах, сообщения ими о получении подарков и прочее.

Региональный минюст осуществляет работу по проведению антикоррупционной экспертизы проектов НПА губернатора и правительства, обобщает результаты такой работы и ежеквартально направляет анализ в исполнительные органы власти. Светлана Юзвак коснулась и вопроса независимой коррупционной экспертизы:

– Следует отметить в рамках общественного обсуждения низкую активность проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Несмотря на то что этот сравнительно новый институт сформирован де-юре, как показывает практика, в нормотворческую государственную деятельность он внедряется вяло. На данный момент потенциал независимых экспертов реализуется не полностью, эксперты практически не направляют свои заключения на проекты НПА, которые исполнительные органы власти Иркутской области публикуют для общественного обсуждения на своих официальных сайтах. Так, в этом году поступило только четыре таких заключения от независимого эксперта, которым выступил Институт законодательства и правовой информации. Тем временем подобная экспертиза очень нужна и полезна. Что касается документов, касающихся противодействия коррупции по вопросам прохождения государственной и муниципальной службы, то если в отношении госслужащих наблюдается более или менее благополучная картина, муниципальная практика правового регулирования этих вопросов является чрезвычайно противоречивой и требует существенной корректировки, – считает представитель минюста.

Порой муниципальные образования занимаются нормотворческой самодеятельностью, противоречащей федеральному или областному законодательству, или зачастую, как школьники, списывают друг у друга документы.

На встрече исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская предложила создать институт повышения квалификации муниципальных служащих на безвозмездной основе с привлечением органов региональной власти, а также крупнейших вузов Иркутской области.

Помимо прочего, по словам Светланы Юзвак минюст готовит модельные нормативно-правовые документы, которые будут доведены до муниципальных образований.

Еще одно предложение к органам власти касалось поддержки системы общественного контроля на местах, дабы в территориях не оказывалось давление на активистов, которые борются с коррупцией.

– Нам нужно через систему модельных нормативно-правовых актов для муниципальных образований не только проводить мониторинг ситуации в муниципалитетах, но и воздействовать на нее, как по линии прокуратуры, так и других органов власти соответствующими рычагами, – резюмировал итоги встречи Борис Алексеев. – Также сегодня подтвердилось желание общественных организаций взаимодействовать, и общественный контроль по противодействию коррупции должен стать системным. Кроме состоявшегося в этом году обсуждения в Общественной палате области, мы определились, что в первом полугодии 2016 года, обязательно обсудим эти вопросы на площадке Законодательного Собрания с привлечением исполнительных органов власти, правоохранительных органов и общественности.