Детям-сиротам нужно не просто жилье, а качественное жилье

Качество строительства жилья для детей-сирот требует более строгого контроля. К такому выводу пришла комиссия по контрольной деятельности, возглавляемая Геннадием Нестеровичем.

В ходе проверки, проведенной областной КСП, выяснилось, что в 2014 году на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривалось из областного бюджета 548 млн рублей и еще 441 млн рублей из федерального бюджета, т.е. в общей сложности почти миллиард рублей. Исполнение же составило 741 млн рублей, или 75% от утвержденных бюджетных ассигнований. Не выполнили своих обязательств ООО «Компания Госстрой», ООО «Статус», ООО «МонтажСтройСервис» и ООО «Бирюсапромстрой».

Но неисполнение контрактов в полном объеме – это, как отмечают аудиторы, лишь одна сторона дела. Более важная – низкое качество возводимого жилья. В Баяндае, Качуге и Жигалово построены квартиры общей площадью 1283 кв. м, стоимость одного «квадрата» – 36,4 тыс. рублей, не соответствующие строительным нормам и правилам тепловой защиты зданий. Не менее вопиющая история произошла в Кутулике, когда целая улица была сдана с недоделками, и жильцам пришлось обращаться за помощью к уполномоченному по правам человека.

В ходе обсуждения выяснилось, что сегодня контроль за качеством строительства отдан на откуп самим строителям и органам местного самоуправления. Министерство строительства и органы стройнадзора открестились от этой обязанности: министерство ссылается на нехватку специалистов, а стройнадзор – на то, что малоэтажная застройка не входит в их компетенцию. В итоге, как верно заметила председатель комитета по собственности и экономике ЗС Ольга Носенко: «Получается не обеспечение квартирами детей-сирот, а элементарное освоение средств строителями».

По предложению Геннадия Нестеровича на имя губернатора будет направлена записка, предлагающая урегулировать порядок строительства жилья для детей-сирот и установить ответственный орган, контролирующий его качество. Члены комиссии считают, что главным заказчиком строительства должно выступать не министерство имущественных отношений, как это происходит сейчас, а региональное министерство строительства, дорожного хозяйства.

– Задача минимущества не строить, а управлять государственной собственностью, – заметил Геннадий Нестерович.

По мнению председателя комитета по социально-культурному законодательству ЗС Ирины Синцовой, за последние три года, когда во всю силу развернулось строительство жилья для сирот, уже сформировался список подрядчиков, чье качество работ не вызывает нареканий. По мнению депутата, было бы справедливо отдавать им предпочтение, выдвигая основополагающим критерием их добросовестность.

Парламентарии оставили рассматриваемый вопрос на контроле, отметив, что вернутся к нему в апреле следующего года.

Неутешительно обстоят дела и с использования недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области. В настоящее время эта собственность состоит из 11637 объектов недвижимости, включая здания, строения, сооружения, и 1796 земельных участков.

Как показал осмотр, проведенный аудиторами КСП, министерство имущественных отношений не владеет исчерпывающей информацией о состоянии областного имущества, поскольку инвентаризация реестра госсобственности не проводилась со дня его создания. В нем до сих пор числятся 416 объектов недвижимости (4,8% от общего числа), которые находятся в неудовлетворительном состоянии и давно подлежат списанию. Кроме того, еще на 229 объектов и три земельных участка областью утеряно право собственности.

Аудиторами выявлены многочисленные факты, когда собственники имущества и земельных участков передают их во временное пользование физическим и юридическим лицам без оформления договорных отношений. Такая «благотворительность» лишила бюджет доходов от сдачи в аренду 94 зданий и 27 земельных участков. Все это происходит из-за отсутствия точной картины потребности у областных учреждений, за которыми закреплено госимущество, в нужных площадях. Одним их не хватает, другие сдают «лишние» квадраты знакомым коммерсантам, зарабатывая на этом.

Члены комиссии рекомендовали правительству вести реестр областного госимущества в постоянно обновляемом режиме, а также предусмотреть ответственность правообладателей и исполнительных органов государственной власти за непредоставление или представление недостоверных сведений в орган по управлению имуществом.

В завершение заседания депутаты рассмотрели результаты проверки использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета за 2014 год и истекший период 2015 года Тулунскому району. Объем проверенных средств составил 654 млн рублей. Выявлено нецелевое использование средств в размере 12,5 тыс. рублей. Все эти деньги, как сообщили аудиторы, уже возвращены в областной бюджет.