Инновации с детского сада

Усть-Илимск – в топе регионального образовательного рейтинга

По итогам 2015 года Усть-Илимск получил высокие оценки по большинству показателей в рейтинге муниципальных образовательных систем Иркутской области. Таким образом, северный город уже второй год подряд подтверждает звание лучшей образовательной системы в регионе.

Этот рейтинг ежегодно составляет областной Институт развития образования. Специалисты анализируют состояние и перспективы данных систем, оценивают экономическую и педагогическую эффективность, уровень организации управленческой деятельности, а также доступность и удовлетворенность населения образовательными услугами. Практически по всем этим показателям даны высокие оценки Усть-Илимску.

Начальник управления образования администрации города Любовь Пронина отмечает, что повысить качество образования удалось благодаря инновационному подходу, который поддержали педагоги и родители:

– На базе детсадов реализуется проект «Инновационная модель муниципальной системы дошкольного образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта». С лета 2015 года Усть-Илимск стал участником межрегиональной ассоциации тьюторов, а это значит, что мы являемся инновационной площадкой по подготовке воспитателей в условиях федеральных стандартов, которые направлены на индивидуальный подход к ребенку.

13 детских садов из 25 разработали свои программы с инновационным подходом к воспитанию и обучению детей. Этой весной администрация города планирует объявить конкурс проектов предметно-развивающих пространств, в рамках которого преподавателям нужно будет представить обучающую среду с использованием того или иного оборудования. Победители смогут рассчитывать на финансовую поддержку при реализации проекта.

– С 2010 года приоритетной задачей администрации города было обеспечение детей местами в садах, – рассказала Любовь Пронина. – Мы выстроили план, к реализации которого подключили бюджеты всех уровней, а также внебюджетные источники финансирования. Буквально за четыре года были открыты все недействующие в детских садах группы – всего 22. Это почти два полноценных дошкольных учреждения.

По словам начальника управления, в прошлом году в эксплуатацию сданы три детских сада на 450 мест. «Морячок» и «Эврика» вернулись в систему дошкольного образования после капитального ремонта (ранее они использовались не по назначению). Кроме того, было построено одно новое учреждение – «Светлячок» за счет федеральной программы по переселению из зоны затопления.

– Тем самым мы сняли очередь для детей с полутора лет, в которой было более 2 тыс. человек. Также мы были готовы открыть группу для грудных детей. Сделали рекламную кампанию для ясельной группы, предлагали сделать ее круглосуточной, потому что многие родители работают вахтовым методом. Но желающих оказалось немного. В ближайшее время мы еще раз проведем подобную кампанию. Условия есть, и если услуга будет востребована, мы сможем ее реализовать.

Поскольку проблема очередности была снята в сжатые сроки, у администрации города появилась возможность совершенствовать образовательную систему, начиная с дошкольных учреждений. Помимо внедрения инновационных подходов, в Усть-Илимске открываются группы для детей с особенными потребностями по здоровью.

– Например, в прошлом году в новом детсаду «Морячок» сформирована группа для детей с нарушением интеллекта, – продолжила Любовь Пронина. – Не исключено, что в 2016 году такая же группа появится и на левом берегу города, на базе дошкольного учреждения «Эврика».

Между прочим, в Усть-Илимске работает единственный в Иркутской области детский сад для слабовидящих ребятишек на 110 мест, из них 53 – для детей дошкольного возраста, остальные отведены под начальную школу. С сентября 2015 года на базе этого учреждения была открыта группа и для слабослышащих ребятишек. Как заявила Любовь Пронина, в этом году планируется сформировать пять-шесть групп для детей с дефектами речи на базе действующих детских садов:

– К сожалению, государственная поддержка в этом направлении небольшая, потому что ни федеральные, ни региональные программы не включают содержание подобных учреждений. А ведь там особые условия – малая наполняемость группы, работа специалистов, штатный врач, индивидуальный подход. Тем не менее справляемся общими силами, потому что группы дошкольного образования для детей с особенными потребностями по здоровью необходимы.