Иркутский логопед – победитель Всероссийского конкурса

Логопед Иркутского детского дома-интерната № 2 для умственно отсталых детей Любовь Косиченко стала победителем второго этапа Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения соцобслуживания». Она заняла первое место в номинации «За работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации». Благодаря ее уникальным разработкам дети с грубыми ментальными нарушениями более успешно адаптируются в окружающем мире.

Путешествие в страну красок

– Здравствуйте, ребята, меня зовут Радужная Фея. Я хочу пригласить вас в волшебное путешествие по стране красок и рассказать удивительные истории о красках, – так необычно начинается занятие для ребятишек дома-интерната № 2, проводит которое логопед-дефектолог Любовь Косиченко. – Путешествие это сказочное. Каждый день недели мы будем изучать определенный цвет. Сегодня понедельник, поэтому начнем знакомиться с красным цветом – первым в радужном спектре.

Ребятишки внимательно разглядывают яркие картинки, а Радужная Фея читает короткие стихи о цветах и овощах красного цвета:

– Красная редиска выросла на грядке. Рядом помидоры – красные ребятки. А тюльпаны красные – бравые солдатики – с красными гвоздиками в саду играют в прятки.

Дети ищут красный цвет на своей одежде, на флажках разных государств, на предметах в классе. Разгадывают загадки, вспоминают стихи и песни, где упоминается красный цвет. Любовь Косиченко предлагает собрать из мозаики картинку, используя только этот цвет, а еще выяснить, кто оказался прав в сказочном споре:

– Яблоко и помидор завели на кухне спор: кто из нас двоих красней, ну-ка, разберись скорей!

Дети с помощью наводящих вопросов «разбираются», что лучше и вкусней. Выясняют, почему яблоко – это фрукт, а помидор – овощ.

«Путешествие в страну красок» – это часть проекта «Радуга», который разработала и адаптировала для детей возраста семи–девяти лет Любовь Косиченко. Он предназначен для ребят с умеренной интеллектуальной недостаточностью. Оказывается, на каждом подобном занятии дети, знакомясь с определенным цветом, не только изучают окружающую действительность, но и выздоравливают.

– На уроках у нас присутствуют элементы кинезиологии – науки о развитии интеллектуальных способностей и физического здоровья через определенные двигательные и оздоровительные упражнения. Каждый цвет способствует оздоровлению каких-то определенных органов и психологического состояния детей, – объясняет преподаватель. – Красный, например, – цвет живучести, силы, пробуждает творческую энергию, стимулирует активность, очищает кровь, повышает активность и ментальное развитие.

Нестандартное обучение

Как выяснилось, подобных необычных проектов у Любови Косиченко множество. Есть проект по формированию социально-культурных навыков, технология создания мини-музея и проект «Познай себя, Русь», по которому ребятишки изучают обычаи и национальные традиции народов, проживающих на территории России. В рамках последнего, например, дети знакомились с коренными народами, населяющими Иркутскую область. Ездили на экскурсии в музеи, изучали национальные костюмы, узнавали, какие праздники проводились в Приангарье, готовили национальные блюда. Итогом такого необычного погружения в историю стал грандиозный праздник. Дети с помощью педагогов подготовили спектакль «Ангарские бусы» с использованием слов на бурятском языке.

– В реализации всех проектов подразумевается сотрудничество между разными педагогами: швейного дела, керамической мастерской и преподавателями столярной мастерской, – рассказывает Любовь Евгеньевна. – Изучив национальные костюмы, дети на занятиях пытаются их сшить, изготовить керамическую посуду или вырезать из дерева, например, детскую люльку, в которой укачивали малышей наши прабабушки. Это делается для социальной адаптации детей-инвалидов и расширения их кругозора. Еженедельно у нас проходят коррекционно-развивающие и реабилитационные занятия, на которых мы обучаем ребятишек навыкам самообслуживания. И здесь полученные знания оказываются просто незаменимыми.

Кроме реабилитации детей, имеющих ментальные нарушения, педагоги и психологи интерната № 2 плотно сотрудничают с родителями детей-инвалидов. Мамам и папам рассказывают о современных методиках и технологиях, разработанных для реабилитации детей, объясняют, что должен в определенном возрасте знать и уметь ребенок, а на практических занятиях показывают, как необходимо проводить обучение. Совместная работа с родителями вылилась в социально-педагогический проект «Крепкая семья – залог успеха», который также получил признание на всероссийском уровне, выиграв гранд московского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Продолжение следует

Эффективность уникальных проектов и программ Любови Косиченко наглядно подтверждают цифры. За последние три года были подготовлены и выведены в коррекционные школы 47 ребятишек, из которых часть детей была ранее признана необучаемой. Некоторые из выпускников дома-интерната получили рабочие профессии и благополучно трудятся.

– Конечно, не каждого ребенка, имеющего ментальные нарушения, можно чему-то обучить, но пробовать, разумеется, необходимо, – считает преподаватель. – Есть дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Сколько бы ни бились педагоги, они все равно никогда не освоят ни чтения, ни письма. И это, в итоге, не главное – умеет ли ребенок читать и писать. Гораздо важнее обучить его навыкам самообслуживания, какой-то работе. Тогда он сможет, даже будучи неграмотным, зарабатывать себе на жизнь и приносить пользу, а не просто существовать на пенсию по инвалидности.

Любовь Косиченко работает логопедом 16-й год. Признается: ни разу не пожалела, что связала свою жизнь с детьми-инвалидами, потому что они гораздо добрее и искреннее обычных детей. У нее впереди много задумок и проектов. Любовь Евгеньевна, например, планирует начать выпуск книжек-малышек для родителей, разработанных с учетом тактильных и цветовых ощущений и сенсорного восприятия, продолжить работу над проектом «Познай себя, Русь», чтобы научить ребятишек с помощью педагогов дополнительного образования мастерить поделки и сувениры. Мечтает продолжать изучение национальных традиций народов России и разработать программу реабилитации детей, имеющих нарушения аутистического спектра. Она не собирается почивать на лаврах, а значит, нынешняя победа – далеко не последняя.