Дорожные приоритеты

Состояние и перспективы развития автомобильных дорог Иркутской области – эти темы стали главными на совещании в региональном Союзе дорожников. Участники встречи говорили, что нехватка дорог, их неудовлетворительное состояние затрудняют развитие отдаленных районов, снижают рентабельность многих отраслей экономики.

По итогам прошлого года в Приангарье было введено 53 км автомобильных дорог, включая участки, работы на которых были начаты в 2014 году. Об этом сообщил первый заместитель губернатора – председатель правительства Иркутской области Александр Битаров. Он призвал дорожников приложить максимум усилий, чтобы «не снижались ни темпы, ни качество работ».

Единая дорожная сеть Приангарья

Замминистра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов рассказал о планах создать в регионе единый автотранспортный каркас, что повысит инвестиционную привлекательность Приангарья. Единая дорожная сеть будет создана на базе двух крупных зон опережающего развития – северо-сибирского индустриального пояса и южной зоны инновационного развития.

По словам Евгения Липатова, в рамках развития северо-сибирского индустриального пояса, включая зону БАМа, предполагается сформировать два региональных транспортных коридора: западный, который будет обеспечивать более короткий автотранспортный путь из Красноярского края на север Иркутской области и в Якутию, и восточный – выход с северов к Бурятии и дальневосточным регионам. Западный формируется участком федеральной дороги «Сибирь» до границы с Красноярским краем, далее через Тайшет, поселок Чунский, Братск, трассу «Вилюй» – и на север.

– Для обеспечения круглогодичного функционирования направления необходима дорога Тайшет – Чуна – Братск. В 2015 году введено 11 км, а завершение работ с вводом в эксплуатацию 41 км предполагается в 2017 году. Кроме того, для развития северных территорий Иркутской области необходимо продолжать строить федеральную трассу «Вилюй», – отметил замминистра.

Восточный транспортный коридор формируется участком трассы «Байкал» от границы Бурятии через Иркутск и поселки Усть-Ордынский, Качуг, Жигалово, Казачинское – с выходом на притрассовую дорогу БАМ.

– Для доступа к Ковыкте и газопроводу «Сила Сибири» необходима реконструкция автодорог Качуг – Жигалово и Жигалово – Казачинское со строительством моста через Лену у села Тутура, где сейчас есть только понтонная переправа. Проект готов, начало строительства запланировано на 2020 год. Через дороги Усть-Кут – Уоян и Таксимо – Бодайбо (кстати, в 2015 году после реконструкции введено 15 км этой трассы, в 2016 году начнут ремонтировать еще 15 км) со строительством моста через Витим будет обеспечена автодорожная связь с Бодайбинским и Мамско-Чуйским районами, – уточнил Евгений Липатов. Он также сообщил, что западный и восточный транспортные коридоры, согласно схеме территориального планирования области, соединены участком Усть-Кут – Магистральный.

Говоря о южной зоне инвестиционного развития, то здесь, как отметил Евгений Липатов, необходимо реконструировать дорогу Иркутск – Листвянка. В 2015 году уже введено 4 км (на участке 8–12 км) с двумя развязками, следующий участок – с 12 по 21 км – предполагается ввести в эксплуатацию в 2017 году.

– Инвестиционные затраты на строительство вышеуказанных объектов, формирующих транспортный каркас региона, оцениваются в 35 млрд рублей. Исполнение планов возможно только при софинансировании из федерального бюджета, – подчеркнул Евгений Липатов.

По мнению эксперта, для развития туристической сферы необходимо реконструировать дороги к берегу Байкала. В 2016 году планируется до конца заасфальтировать дорогу Еланцы– Хужир на материковой части, приступить к реконструкции участка трассы Иркутск – Большое Голоустное, а в 2017-м – к реконструкции дороги Тагот – Курма.

Всего в текущем году областные дорожники рассчитывают капитально отремонтировать, реконструировать и построить 26 км автотрасс. Объем регионального дорожного фонда в 2016 году составляет около 7,9 млрд рублей.

Несмотря на трудности в экономике, областные власти будут уделять внимание поселковым дорогам. По федеральной программе «Устойчивое развитие сельских территорий» на эти цели планируется привлечь 85 млн рублей.

– В 2015 году общая сумма муниципальных дорожных фондов составила 3,2 млрд рублей, в том числе 1,2 млрд – ассигнования из региональной казны. В прошлом году отремонтировали 20 км местных дорог – в Иркутске, Заларях, Черемхово, Ангарске, Саянске, а также провели 22 км дорог к садоводствам и 11 км сельских дорог к шести населенным пунктам. В 2016 году в бюджете Иркутской области предусмотрено 683 млн рублей в качестве субсидий муниципальным образованиям на строительство и ремонт местных и сельских дорог, дорог к садоводствам, – отметил Евгений Липатов.

Новые километры федеральных трасс

Начальник ФКУ «Управление автомобильной магистрали Красноярск – Иркутск» Николай Рейнет представил подробный отчет по развитию федеральных трасс в регионе.

– 1 апреля 2015 года наше управление получило задание подготовить проектно-сметную документацию обходов городов Усолье-Сибирское и Тулун. Сейчас утверждено два варианта продолжения трассы. По обоим объектам готовится соответствующая документация, работы планируется начать в 2017 году. Следующими на очереди по строительству обходов значатся Нижнеудинск и Куйтун, – сообщил начальник Упрдор «Прибайкалье».

По словам Николая Рейнета, в 2015 в году бюджетные задания, профинансированные на 7 млрд рублей, были выполнены. Проведен капитальный ремонт 48 км дорог и текущий ремонт 228,4 км, в том числе ремонтные работы шли на 12 мостах и восьми путепроводах.

– Для приведения в нормативное состояние федеральной автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» (ранее называлась М-53 «Байкал». – Авт.) стоят три основные задачи: ликвидация гравийных разрывов, железнодорожных переездов в одном уровне и строительство обходов городов. В 2015 году ввели в эксплуатацию 17 км дорог и ликвидировали последние гравийные разрывы на дорогах Иркутской области. Я имею в виду дорогу от границ Красноярского края до Республики Бурятия. По этому прямому ходу гравийных разрывов не осталось, – подчеркнул Николай Рейнет.

Также в прошлом году был введен путепровод в Нижнеудинском районе на 1362-м км с подходами на протяженности почти три км. Николай Рейнет отметил, что путепровод был сдан с опережением графика.

В 2016 году, по его словам, планируется провести текущий ремонт дороги Р-255 в Тайшетском, Ангарском, Усольском, Заларинском и Аларском районах общей протяженностью 74 км, а также в Братском, Нижнеилимском, Усть-Кутском и Тулунском районах на дороге «Вилюй» общей протяженностью 114 км.

На принципах ГЧП

Депутат Государственной думы РФ Сергей Тен рассказал участникам совещания о новых тенденциях в развитии дорожной отрасли. Речь идет о внедрении государственно-частного партнерства (ГЧП). Оно становится приоритетным в вопросах предоставления федерального финансирования регионам в объекты транспортной инфраструктуры субъектов.

– В феврале будут приняты нормативно-правовые акты, которые утвердят правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий региональных программ в сфере дорожного хозяйства. Будут финансироваться проекты, реализуемые с применением механизмов государственно-частного партнерства, а также строительства, реконструкции и ремонта уникальных искусственных дорожных сооружений. Правила будет утверждать правительство РФ, методику – Министерство транспорта. Планируется, что основные требования к проектам ГЧП будут следующие: стоимость объекта должна быть не меньше 1,5 млрд рублей, реализация проекта будет по ФЗ «О концессиях», – сообщил депутат.

Уже есть несколько примеров проектов, которые будут реализовываться на принципах государственно-частного партнерства. Это строительство мостового перехода через реку Шексна в Череповце, строительство четвертого моста в Новосибирске. Еще один проект ГЧП реализуется на Дальнем Востоке. Это строительство автодороги в обход Хабаровска.

– В Прибайкалье такие серьезные проекты могут появиться в течение трех-пяти лет, Иркутской области необходимо подготовить актуальный перечень проектов строительства, реконструкции автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, которые можно реализовать на принципах государственно-частного партнерства, – резюмировал Сергей Тен.

Также на совещании поднимались вопросы функционирования весогабаритного контроля, проблем безопасности дорожного движения и путей их решения, технологий, снижающих стоимость строительства, реконструкции и ремонта автодорог, подготовки кадров для дорожной отрасли.