Село живет трудом и надеждой

Село Первомайское в Нукутском районе – самый отдаленный муниципалитет. Когда-то местный овцеводческий племзавод гремел на всю страну. Опираясь на славное прошлое и мечтая о счастливом будущем, жители Первомайского стараются не пропустить настоящее.

Ненужные овцы

Дорога в Первомайское лежит среди живописных заснеженных холмов. Вокруг до горизонта, куда хватает взгляда, – сотни гектаров пастбищ. Среди сугробов то и дело попадаются остовы разрушенных строений.

Село с трех сторон омывается водой. «Наш Крым» – ласково называют его местные. О былом величии Первомайского напоминает стела: пара упитанных барашков, символизирующих былое богатство. Стела порядком обветшала, но знаменитое племенное овцеводческое хозяйство пережила. Племенное стадо хозяйства насчитывало до 20 тыс. голов, а его чабаны и доярки частенько бывали на ВДНХ со своими достижениями. В селе был даже свой аэропорт.

В перестройку первомайские овцы стали не нужны. Дубленки страна покупала в Турции, баранину – в Новой Зеландии. От разоренного хозяйства не осталось камня на камне. Помещения, склады, машинотракторные мастерские растащили. И не только чужие мародеры приложились, но и свои доморощенные поучаствовали. И добро бы впрок кому-то пошло государственное добро, КФХ какое-нибудь появилось. Ничего этого нет. Единственный сельхозпредприниматель уходит в банкроты и продает пекарню.

Муниципалитет объединяет три села – Первомайское, Степное и Дружный, в которых проживают 1200 человек. Народ в Первомайском гостеприимный и талантливый. Терпеливый. Живут многие натуральным хозяйством. Сельские женщины работают в соцсфере, мужики – больше при скоте или на вахтах-приисках.

В ожидании инвестора

По соседству геологи ищут нефть – в Дружном взрывают, бурят, но кроме шума местным жителям пока никаких дивидендов. Опыт других муниципалитетов показывает, что даже если что-то и найдут, то много поселку не перепадет. Вон в Алтарике нашли уголь, а Алтарик так и не разбогател.

Первомайское, некогда процветающее, все еще не оправилось от перестроечных потрясений. Глава местной администрации Александр Кудак трудностей не скрывает.

– Перестройка никого не обогатила. Земельных паев деревенским не нарезали, так цельным куском земля и числится в реестрах. Почва у нас – суглинок, сеять нерентабельно. В советские времена было все разумно рассчитано: раз степь, суглинки, вот вам овцы – разводите! Наша проблема – отдаленность. Не едут к нам инвесторы. Но село живет трудом и надеждой.

Пока крупные сельхозпредприятия-соседи только присматриваются к Первомайскому на предмет открытия отделений.

Есть в селе, расположенном близ Братского водохранилища, и перспектива открытия рыбоводного хозяйства. Земля, дороги, электроэнергия – все есть для реализации проекта. Представители минсельхоза приезжали, на территорию посмотрели. Но конкретных планов и сроков никто не назвал.

Рабочие места в Первомайском прибавились благодаря открытию на базе участковой больницы психоневрологического отделения. 40 больных сюда перевели из клиники села Александровское. Создан круглосуточный сестринский пост, однако стационар Первомайской участковой больницы закрывается.

– Нерентабельно содержать пять–шесть коек, – поясняет главный врач Нукутской ЦРБ Александр Дульбеев. – Медуслуги населению оказывает врач общей практики, так как в селе есть врачебная амбулатория. Оказать высококвалифицированную медпомощь может ЦРБ, где есть такие исследования, как УЗИ, рентген, ЭКГ, функциональная диагностика, маммография и другие.

В селе налаживается транспортное сообщение. Раньше рейсовые автобусы ходили до Иркутска и Заларей, летом у местной пристани швартовались теплоходы «Сибирь» и «Метеор». Сегодня об этом лишь вспоминают.

В ближайшее время из Первомайского планируется запустить новый маршрут до Иркутска. Оргвопросы решаются, маршрутчики ждут.

Бывшую столовую племхозяйства решено переоборудовать под бокс для автобуса и пожарной машины, которую глава муниципалитета чудом спас во время разорения головного предприятия.

Молодежь остается в селе

В Первомайском – устойчивый демографический рост, село на жительство часто выбирает молодежь. Помыкавшись после вузов в больших городах, молодые, как птицы в родное гнездо, возвращаются на свою землю. Сажают огороды, растят скот и живут вполне себе счастливо.

Молодой педагог Ольга Сметанюк из их числа. Вместе с двоюродной сестрой Светланой Сметанюк, Ольга после окончания педуниверситета вернулась преподавать в родную школу. Выбрала деревню и педагог Юлия Пантелеева, тоже местная выпускница.

Ольгу Сметанюк мы поначалу приняли за старшеклассницу. На фоне крупных старшеклассников маленькая учительница выглядит хрупко. Но дисциплина на ее уроках железная. И математику ее пятые–шестые классы знают будь здоров.

– Я деревенская, не люблю город, и ночные клубы меня не привлекают. Педагогом мечтала стать давно, нравится работать с детьми. Первого сентября, переступив порог родной школы в качестве педагога, волновалась сильно. Но приняли меня очень хорошо, – вспоминает Ольга.

Завуч Лариса Савушкина – тоже из молодых педагогов. Она уезжала работать в Закулей, но вернулась в Первомайское и ни дня не пожалела. Молодые кадры – это приобретение, говорит завуч.

Возвращаться работать в родную школу – давняя традиция.

– Половина учителей в школе – наши, первомайские, – говорит директор Людмила Шелемина. – Я сама выпускница, с азов тут начинала работать. В прошлом году мы трех молодых педагогов приняли, подъемные им выплатили. Новичками я довольна, они трепетно относятся к своей работе. Ольга Сметанюк работает еще и как социальный педагог, возится с трудными подростками, посещает неблагополучные семьи, не считаясь с личным временем.

Соло на чугунке

Первомайское было всегда музыкальным, поющим селом. Здесь работает уникальный, известный на весь район кукольный театр «Теремок». Есть детский коллектив «Звездочка». Есть драмкружок для детей и взрослых, который ведет Татьяна Новопашина.

Нам удалось побывать и на репетиции шумового оркестра хора ветеранов «Победа». Стиральные доски, чугунки, трещотки, бубны, деревянные ложки, колокольчики – все, что шумит и трещит, было пущено в ход. Самой заслуженной артистке хора Неле Перфильевой – 70 лет, но возраст песне не помеха. В числе ветеранов ансамбля – Александр Миронин, Татьяна Константинова.

– Наш хор выступает на районных фестивалях, гастролирует, имеет немало наград, – рассказывает заведующая Домом культуры Елена Тактаева. – Мы планируем расширить гастрольную деятельность и защитить звание народного коллектива.

Специалист по фольклору Евгений Бабушкин ведет занятия ВИА «Бис». Сам Евгений в прошлом музыкант, окончил колледж гражданской авиации, где играл в ансамбле «Автопилот». Он поработал в воинской части в Оеке, а потом потянуло на Родину.

Для ВИА по программе «100 модельных домов культуры – Приангарью» купили синтезатор, акустическую гитару и бас-гитару. Сегодня ребята готовятся к 9 Мая. Репертуар – самый героико-патриотический.

Еще в ДК работает авиамодельный кружок, кружок росписи и много других клубных объединений.

Знамена не продаются

Своим прошлым жители Первомайского очень гордятся. Когда-то село славилось и лошадьми, которые на конных скачках добывали победы в области и в России. Во время войны в совхоз «Первомайский» эвакуировали племенных лошадей из Воронежа. После войны лошадей вернули по месту жительства, а потомство осталось. Среди молодых был жеребец Толчок, который на московском ипподроме установил мировой рекорд. Иностранцы предлагали купить его за валюту, но коня не продали. Легендарному Толчку в Нукутском районе даже поставили памятник.

Гордятся первомайцы и своими земляками. Среди них – Антонина Родичева, доярка-пятитысячница, награжденная орденом Почета. Ежегодно в селе проводится межрайонный турнир по волейболу на приз ветерана Великой Отечественной войны и Героя Социалистического Труда, чабана Алексея Хороших.

В кабинете главы администрации хранится знамя из красного бархата, врученное в честь 50-летия округа предприятию-победителю соцсоревнования. Раритет пытался купить некий коммерсант.

– Я ему, невеже, отказал. Флаг продавать, надо ж такое придумать, – возмущается Александр Кудак.

У военных считается: если знамя спасено – живо и воинское подразделение. Даже если было отступление, и все погибли. Свое знамя жители Первомайского сохранили. Значит, и село возродится.