«Поминальная молитва» – новая версия

Спектакль о любви, смирении и веротерпимости поставил в Иркутском академическом драмтеатре им. Н.П. Охлопкова заслуженный деятель искусств России, барнаульский режиссер Олег Пермяков. И хотя сценография в новой версии «Поминальной молитвы» по пьесе Григория Горина очень похожа на ту, которая была в легендарной постановке 18-летней давности, с новыми актерами у него получилась совсем другая история.

– Мне очень легко работать в Иркутском драматическом театре, потому что со многими артистами мы знаем друг друга уже много лет из спектакля в спектакль, а с молодыми талантливыми ребятами мы работали в «Елизавете Бам», – отметил перед премьерой Олег Пермяков. – А это немаловажный факт, потому что нам иногда приходилось разговаривать на «птичьем языке», понимать друг друга с полуслова. В итоге я очарован тем, что делают актеры в этом спектакле.

Действие «Поминальной молитвы» разворачивается в деревне Анатовка. Ее символическое воплощение – группа небольших избушек высотой не больше полуметра, которая расположилась на сцене справа. На крышах домов постоянно сидят мужчина и женщина как символ некой благополучной пары. В центре огромное дерево – символ рода. Остальное пространство свободно, ведь вокруг него постоянно тянет свой воз, и в символическом, и в материальном плане главный герой этой истории – молочник Тевье (заслуженный артист РФ Степан Догадин). Он и сообщает зрителям, что в Анатовке уже много лет живут русские, украинцы и евреи. Живут мирно, ведь не важно, какой ты национальности, если «человек беден и из последних сил тащит свой воз…»

– Я люблю эту пьесу и 18 лет назад уже был в ней занят, правда, в другой роли, – рассказал Степан Догадин. – В центре сюжета история еврейской семьи, но при этом спектакль – не только про людей этой национальности, а про силу человека, его желание жить и стойкость перед невзгодами. Сейчас очень тяжелое время, и мне бы хотелось, чтобы зрители, выходя из зала, подумали: «А ничего, будем жить и что-нибудь изменим в этой стране».

В прошлом спектакле роль Тевье играл народный артист РФ Виталий Венгер – легенда иркутской сцены. С его участием постановку сыграли 100 раз и сняли с репертуара, когда он перестал выходить на сцену.

– Спектакль у нас получается совсем другой, хотя, казалось бы, очень похожая сценография: есть телега, дерево, но изменилось время, – отметил Степан Догадин. – Когда Венгер играл эту роль, ему было уже 78 лет, но он с такой легкостью впрягался в эту телегу, что в это трудно было поверить. Я намного моложе, и мне не так легко везти этот воз. Однако у меня совсем другой характер роли, если Виталий Константинович боролся с ситуацией, то я смиряюсь с ней. Но это не отчаянье, а то смирение, когда человек принимает свой крест и понимает, что если он начнет протестовать, то это принесет новые проблемы.

Вжилась в роль Голды и молодая актриса Анастасия Пушилина. В ее воплощении персонаж стал некой всеобщей матерью, которая каждого, пусть даже незнакомца, готова накормить, обогреть и исцелить его душевные раны. Тем более трагичным и неправильным выглядит ее уход из жизни.

– Моя героиня отдает себя любимому и семье полностью, без остатка, – рассказала Анастасия Пушилина. – И в этом есть даже что-то христианское, когда ты отдаешь-отдаешь и незаметно уходишь из жизни. Ведь Горин писал, что Бог един для всех религий. И если мы начнем слышать друг друга, мы найдем общий язык. А еще одна мысль этого спектакля в том, что к беде никак не подготовишься и ни в каком уголке не скроешься. Но мужество этих людей состоит в том, чтобы жить, несмотря ни на что.

И хотя в финале символический центр декорации – дерево – оказывается срубленным и повисает в воздухе, как человек, лишенный родины, спектакль заканчивается всеобщим смехом героев. В новой постановке режиссеру удалось собрать хороший актерский ансамбль, ведь иначе хорошо сыграть этот, по сути, семейный спектакль не получилось бы.

Есть здесь и комические персонажи, с которыми в спектакль, как и в жизнь, входит побеждающий любые невзгоды юмор. Один из таких ярких образов – Менахем-Мендл в исполнении Ивана Гущина. Родственник Тевье с ярко выраженной авантюрной жилкой делает жизнь персонажей и настроение зрителей веселей.

В целом новая версия «Поминальной молитвы» получилась очень трогательной и проникновенной, лишенной какого бы то ни было политического или национального пафоса, наполненной добрым юмором и щемящей грустью.