Базаргарьд Болд: Турпоток между Монголией и Иркутской областью увеличился в разы

В этом году исполняется 95 лет со дня установления российско-монгольских дипломатических отношений, 105 лет – образования современной дипломатической службы Монголии, а также 45-летие со дня открытия Генерального консульства Монголии в Иркутске. В честь этих круглых дат запланированы совместные мероприятия, в том числе проведение Дней Иркутской области в столице соседнего государства – Улан-Баторе. О перспективах взаимоотношений региона с Монголией, о товарообороте и развитии обоюдного туризма в интервью «Областной» рассказал генеральный консул Монголии в Иркутске Базаргарьд Болд.

– В начале февраля весь дипломатический корпус, представленный в Иркутске, собирался у губернатора Приангарья Сергея Левченко. Мы подвели итоги прошлого года и обсудили с главой региона планы на будущее. Так, в 2015 году практически все мероприятия были посвящены 70-летию Великой Победы. Мы со своей стороны принимали активное участие. И не только в торжественном параде. Например, мы пригласили Сурэнхорлоогийн Цэгмэд – участницу делегации из Монголии, которая в 1942 году доставляла на фронт гуманитарную помощь, а также принимала участие в передаче танка, изготовленного на средства от общины Дундговь. Ей тогда было 19 лет. Сегодня Цэгмэд 92 года. Живет с детьми, внуками и правнуками в степи Гоби. Несмотря на преклонный возраст, она все-таки согласилась приехать Иркутск.

Кроме того, в прошлом году в соревнованиях по боксу, посвященных 70-летию Великой Победы, участвовали 54 спортсмена из Монголии. В честь праздника также снят фильм «Монголы были первыми» о поддержке, которую оказывала Монголия Советскому Союзу во время войны. Была организована выставка монгольских военных фоторепортеров в галерее «Диас» под названием «Чем монголы помогли Победе».

– Кстати, в прошлом году проходили Ёрдынские игры, близкие по духу вашим соотечественникам. Но монголов среди участников не помню…

– Потому что нас не приглашали, а жаль, поскольку Ёрдынские игры – это и наши традиции. Практически в каждой провинции и сомоне есть своя священная гора, где ежегодно собираются люди, чтобы очистить дух. К тому же на играх соревнуются спортсмены в национальной борьбе, что тоже нам интересно. Надеюсь, в будущем мы дождемся официального приглашения на ваш праздник.

– Кризис сказался на товарообороте между Монголией и Иркутской областью?

– Не столько кризис, сколько ряд рыночных факторов. В последние годы товарооборот падает. Если в 2011 году он составлял 412 млн долларов, то за девять месяцев 2015 года – 214 млн долларов. Дело в том, что основной товар, который вывозится из Иркутской области в Монголию, – это нефтепродукты. И с каждым годом поставки сокращаются, поскольку их вытесняет более дешевый экспорт из Казахстана и Китая. Помимо этого, сегодня на востоке Монголии добывают сырую нефть, поставляют ее в Китай, где перерабатывают и завозят обратно готовые продукты. Опять же выходит дешевле, чем везти из Иркутской области. В итоге мы видим падение объемов товарооборота. В ближайшее время в Монголии откроется новый завод по производству нефтепродуктов. Это значит, что экспорт Приангарья еще сократится.

Что касается импорта, то его доля чрезвычайно мала – 8,7 млн долларов за девять месяцев 2015 года. Поставляем в основном продукты питания. Кстати, восемь монгольских компаний получили лицензию на экспорт мяса, свежего, а не консервированного. В этом году начнется поставка, в том числе и в Приангарье.

– А в решении проблемы энергетического кризиса в Монголии участие Иркутской области не рассматривается? По строительству гидроэлектростанций на главном притоке Байкала реке Селенге работы вроде пока приостановлены.

– В этом направлении власти Монголии также делают шаги к полному самообеспечению. Недалеко от Улан-Батора имеются большие угольные разрезы, сейчас там строится тепловая электрическая станция мощностью 700 мегаватт. Это снизит энергодефицит в центральной и восточной частях Монголии. Планируется запустить ТЭС в следующем году.

– Получается, из перспективных экономических направлений остается только туризм. Как на его развитии сказалось введение безвизового режима?

– Когда были визы, туристический поток в среднем составлял 3–4 тыс. человек в год. Визовый режим отменили в ноябре 2014 года. В итоге в прошлом году туристический поток увеличился в разы, причем в обе стороны. Только через пограничный пункт «Монды-Ханх» прошли более 8 тыс. человек.

– В начале прошлого года из-за резкого увеличения турпотока были огромные очереди на границе, сутками люди стояли. Даже бизнес появился на этой почве – продавали места в очереди. Сегодня ситуация изменилась?

– Нет. Сколько раз ездили туда, смотрели вместе с представителями федеральной и местной властей, что можно сделать. Но до сих пор на погранпункте «Кяхта» машины в три ряда стоят. Хотя строятся дополнительные таможенные пропуска на российском пограничном пункте. В настоящее время их два, а будет шесть. Дело в том, что на российской границе действует технический регламент, согласно которому в час можно пропускать не более двух-трех машин. Надеюсь, в этом году дополнительные пункты введут в эксплуатацию. В Мондах же один пропускной пункт, и там пока ничего не строится, поэтому придется стоять в очереди, особенно в марте, когда начинается сезон подледной рыбалки на озере Хубсугул.

– Каков прогноз по турпотоку на этот год?

– Несмотря на проблемы, думаю, он будет увеличиваться и дальше. Мы уже познакомились с новым руководством агентства по туризму Иркутской области и запланировали в этом году туробмен в рамках детского отдыха. В Монголии и Приангарье есть хорошие летние лагеря. Дети не знают, как живут в соседнем государстве. В прошлом году мы провели познавательные занятия в иркутской специализированной школе, показали фильм о Монголии, рассказали о нашей стране. Ребятишки очень любознательные, задавали много вопросов. Мы и дальше будет проводить подобные мероприятия как в Приангарье, так и в Монголии. Надеюсь, в этом году в рамках программы по обмену в Иркутской области и Монголии отдохнут 150–200 детей.

– Каким вы видите развитие отношений между Иркутской областью и Монголией?

– Монголия является важным партнером как России в целом, так и Иркутской области. Несмотря на негативные тенденции в экономике, мы надеемся на развитие отношений с Приангарьем в экономической, политической, культурной, социальной и образовательной сферах.