Влияние мультфильмов на детей обсудили за круглым столом

На прошлой неделе в Иркутске состоялся круглый стол на тему «Влияние современной мультипликации на развитие детей», организованный депутатами Молодежного парламента при Законодательном Собрании Иркутской области. Мероприятие прошло под руководством председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой.

– В настоящее время мультипликация как вид искусства обладает очень высоким воспитательным потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образовательными возможностями, однако отмечается и присутствие негативных факторов, влияющих на детей, – отметила Ирина Синцова, открывая заседание.

Депутат Молодежного парламента Лилия Магданова в своем докладе отметила, что современные мультфильмы могут негативно влиять на детское сознание. По ее словам, российские психологи Ирина Медведева, Денис Андрющенко и Надежда Маркова выделяют такие качества главных героев, как девиантное поведение, агрессия, неуважительное отношение к близким людям, старшим, растениям и животным. К мультфильмам, содержащим данные признаки, относят популярные сегодня «Клуб Винкс», «Маша и медведь», «Шрек», «Барбоскины». Положительно влияющими на детей психологи называют «Лунтика», «Смешариков», «В поисках Немо», «Фиксики».

– Одних и тех же героев и одни и те же сюжеты взрослые и дети воспринимают по-разному. То, что нам покажется шуткой, детьми может быть принято как руководство к действию. Поэтому важно, чтобы родители знали, что смотрят дети, были рядом при просмотре мультфильмов и могли объяснить происходящее на экране, помочь разобраться в вариациях сюжета и поступках героев, – заметила Ирина Синцова.

Депутаты МП провели анкетирование сред молодых родителей, чтобы выяснить их мнение о влиянии современных мультиков на поведение детей. Опрос проводился среди пап и мам в детском саду № 109 города Иркутска. Всего был опрошен 201 человек.

Депутат МП Дарья Пилизина рассказала об итогах опроса. Выяснилось, что в большинстве случаев родители не проводят предварительный отбор мультфильмов для просмотра. Лишь 20% взрослых отсматривают картины перед тем, как показать их детям. 3% в ходе опроса отметили, что их дети вообще не смотрят мультфильмы.

Также 74% родителей рассказали, что их малыши смотрят мультфильмы ежедневно. 31% опрошенных заявили, что в их семьях мультфильмы просматриваются три–четыре раза в неделю.

35% родителей сообщили, что продолжительность просмотра мультфильмов в день составляет около одного часа. Четверть опрошенных заявили, что их дети смотрят мультфильмы более двух-трех часов в день. Родители объяснили это своей занятостью. Однако ответы касались времени просмотра мультфильмов только дома. Взрослые не знают, показывают ли в детском саду мультфильмы. Также в результате опроса выяснилось, что дети смотрят мультфильмы как иностранного, так и российского производства (59% и 53% соответственно). Самыми популярными, в частности, оказались мультфильмы «Маша и медведь», «Фиксики», «Приключения Лунтика и его друзей», «Свинка Пеппа», «Смешарики», «Том и Джерри».

Также у родителей интересовались, как, по их мнению, мультфильмы воздействуют на детей. 61% респондентов отметили, что мультфильмы помогают в развитии познавательных процессов у ребенка. 28% считают, что мультфильмы также помогают родителям в воспитательном процессе. И 18% отметили негативное влияние.

Преподаватель спецдисциплин Иркутского филиала ВГИК им. С.А. Герасимова Альбина Песегова рассказала о влиянии цвета в мультфильме на детей. Она отметила, что в современных мультфильмах присутствует очень много ярких цветов. Их мерцание называется симультацией. Она может вызывать у детей усталость, раздражение. Но если симультация отсутствует, цвета просто яркие и неядовитые, то они благотворно влияют на ребенка, не вызывают агрессии, утомляемости. При этом важно, какое звуковое сопровождение используется в мультфильме, – подчеркнула Альбина Песегова.

Руководитель ассоциации клубов молодых семей Иркутской области член президиума областного женского совета руководитель портала 38mama.ru Мария Цибина заметила, что родителям нужно формировать у детей культуру просмотра мультфильмов.

– Основная проблема начинается тогда, когда родители дают ребенку мультики для самостоятельного просмотра. В этом случае на ребенка ложится ответственность за то, что он посмотрел и как увиденное воспринял. Ребенок без взрослого не может сделать вывод, о чем мультик, и что ценного оттуда можно взять. Родители должны комментировать мультфильм. Если диалог задан и ребенок знает, что может обратиться ко взрослому, задать вопросы, он смотрит за реакцией родителей и получает от этого гораздо больше информации, чем просто от просмотра, – отметила Мария Цибина.

По итогам круглого стола был принят ряд рекомендаций министерству образования Иркутской области. В частности, предлагается обсуждать с родителями в детских садах негативное и положительное влияние современных мультфильмов.