Про собак и людей

Рассказывает новый спектакль иркутского ТЮЗа

Что думают о людях «братья наши меньшие», что чувствуют, если хозяева их подвели? Вместе с автором повести «До свидания, овраг» Константином Сергиенко на эту тему решили пофантазировать артисты Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова во главе с Дмитрием Ивановым. Он выступил в качестве режиссера спектакля «Собаки», премьера которого состоялась на Малой сцене.

– Это второй мой опыт в качестве режиссера. Я ставил практически с этим же составом «Теремок», и признаюсь, что руководить своими коллегами не просто, – рассказал Дмитрий Иванов. – Особенно если учесть, что по натуре я человек мягкий. Но ребята меня поддерживали, делились своими идеями, по сути – это совместная работа, ведь спектакль – дело коллективное. Пьесу же я ставлю во второй раз, потому что тема меня действительно волнует. Очень люблю животных и считаю, что именно они могут научить нас человечности.

Благодаря минималистичным декорациям художника Дарьи Тарасовой – картонным коробкам, мешковине и темно-синей ткани на потолке, имитирующей ночное небо, – двухэтажное пространство Малой сцены превратилось в овраг. Раньше на этом месте была деревня, но потом здесь построили многоэтажные дома. Люди уехали, а собаки остались выживать. У каждого героя в спектакле своя грустная история, свой почти человеческий характер. Не случайно, эта идея выражена в гриме персонажей, у которых одна половина лица – человеческая, а другая – собачья.

– Это одна из главных идей спектакля, ведь иной раз в человеке живет собака в худших ее проявлениях, а животные порой бывают лучше людей, – считает Дмитрий Иванов. – Кроме того, в спектакле возникают вполне человеческие темы: любовь, верность, предательство, дружба.

Конечно, каждый персонаж – это всего лишь художественный образ, ведь люди не могут знать, что на самом деле чувствуют собаки. Однако не нужно быть знатоком психологии животных, чтобы понять: они также чувствуют боль, холод и голод. Кроме того, лишь поставив себя на место другого, можно научиться сопереживать, а проще это сделать с себе подобным. Наверное, еще и поэтому образы собак, обитающих в овраге, получились такими пронзительными. И ты понимаешь независимого, но мечтающего о своем Человеке, Гордого (Павел Савин), умного и любознательного Головастого (Александр Карпенко), дружелюбную и беззащитную Крошку (Анна Конончук). Сочувствуешь двум Новым собакам, брошенным на автобусной остановке, или Бывшей таксе, чей хозяин умер. Такой щемящей и несправедливой выглядит смерть от побоев старого пса Хромого (Филипп Черный). И даже вожак стаи Черный (Евгений Старухин) кажется не таким уж жестоким, когда узнаешь его историю.

– Преданнее животных, чем собак, я не встречал, – признается Дмитрий Иванов. – Не зря автор рассказывает историю Черного, которого хозяин бил каждый день, и пес думал, что он рожден для этого. Бежал за машиной человека, который его бросил, пока тот не остановился и, выйдя из машины, не ударил его так, что он упал. Когда я начал заниматься этой темой, то впервые попал в собачий питомник и столкнулся с очень сложными чувствами – мне хотелось всех забрать домой. Я видел там и озлобленных Черных, виляющих хвостом и встающих на задние лапы Крошек, и несчастных Хромых.

Финал спектакля получился даже более трагичным, чем в повести. Там Гордого спасает Человек (Михаил Ройзен), которого пес защитил от хулиганов. Но в спектакле собака выбирает стаю и становится жертвой живодеров.

– В репертуаре я в основном играю героев, но мне хотелось бы попробовать что-то более острое, – рассказал Дмитрий Иванов. – На самом деле, в театре были споры – показывать или нет этот жестокий момент с живодерами. Но я считаю, что он необходим, чтобы прочувствовать эту историю. Ведь тот, кто способен убить и обидеть собаку, также может отнестись к человеку.

Однако после смерти герои все-таки открывают заветную «собачью дверку», где всегда тепло и вдоволь еды, то есть попадают в собачий рай. Такой финал делает постановку еще более символичной и заставляет задуматься о человеческой жизни, которая также бывает полна несправедливости, боли и предательства.