Тамара Климина: Перемены должны быть только к лучшему

В сентябре 2015 года жители Усть-Кутского района выбрали главой территории кандидата от ЛДПР, депутата местной думы Тамару Климину. Как сегодня обстоят дела в северном муниципалитете, и какие проблемы решаются в первую очередь, мэр Усть-Кутского района Тамара Климина рассказала в интервью газете «Областная».

– Тамара Александровна, почему вы решили избираться на пост главы, и насколько остро проходила выборная кампания?

– Решение принять участие в выборах было осознанным и взвешенным. Поскольку вся моя жизнь связана с Усть-Кутским районом, я знакома с проблемами территории, что называется, изнутри. Это слаборазвитая инфраструктура, низкие темпы строительства жилья, отсутствие квалифицированных кадров, повальный отток молодежи… И это при том, что наш район – один из главных, с которым связывают рост всей экономики региона. Здесь расположен самый крупный в регионе деревоперерабатывающий комплекс – ТСЛК, проходит нефтепровод, строится крупнейший газоперерабатывающий завод, прокладывается второй путь БАМа, работает РЭБ, через наш район осуществляется северный завоз… Казалось бы, при таких-то проектах и предприятиях наши люди должны буквально в золоте купаться, а на деле получается – едва выживают, особенно в сельских поселениях.

Выборная кампания складывалась очень непросто. Шесть кандидатов, борьба за каждый голос. Со стороны конкурентов были и подвозы избирателей, и черный пиар, и подкупы… Интрига сохранялась до последнего момента. За мою кандидатуру проголосовали 3 тыс. 995 человек (28,91%), за основного конкурента – «единоросса» Юрия Кононова – 3 тыс. 884 (28,11%). Перевес составил 111 человек. Именно их голоса и определили исход выборной кампании. Простые люди очень хотели перемен, им я обязана своей победой. К сожалению, и сегодня в политическом плане все обстоит непросто. Слишком долго прежнее руководство района находилось «у руля». До сих пор продолжаются какие-то подводные течения. Распускаются невероятные слухи, придумываются истории, в соцсетях постоянно муссируются «скрытые доходы» и зарплаты. Конечно, стараюсь не обращать внимания на досужие вымыслы, но работать в таких условиях очень непросто.

– С какими реальными проблемами вам, как мэру, пришлось столкнуться сразу после вступления в должность?

– Сложная ситуация с муниципальным имуществом. Полный реестр имущества отсутствовал. По транспортным средствам было предъявлено порядка 350 тыс. рублей налога за 82 единицы техники, при том, что фактически в администрации их менее 10. Остальные переданы в различные организации, либо документов на них вообще нет. На сегодняшний день по результатам проведенной работы удалось «снизить» сумму налога до 140 тыс. рублей, но при отсутствии первичных документов снять с учета оставшуюся технику в органах Гостехнадзора довольно-таки сложно. Это дополнительные расходы бюджета по восстановлению документов.

Неприятным сюрпризом стало то, что некоторые муниципальные программы не были своевременно продлены. Например, программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами». Выяснилось также, что поселок Ния к отопительному сезону не готов. У управляющей компании не оказалось запаса топлива, в итоге мы были вынуждены работать в состоянии повышенной готовности, выходили регулярно на область, выделяли деньги из районного резервного фонда, чтобы поселок не замерз.

– Какова ситуация в сфере здравоохранения?

– Обеспеченность врачами в районе составляет 43%, средним медперсоналом – около 60%. В рамках муниципальной программы «Профилактика социально значимых мероприятий» пытаемся решить вопросы привлечения кадров. Заложили на это в местном бюджете 2 млн рублей. Кстати, по выделенным средствам мы находимся на третьем месте после Иркутска и Братска! Оплачиваем интернатуру и ординатуру двум выпускникам медуниверситета, платим «подъемные» приезжающим специалистам (по 200 тыс. рублей), арендуем жилье для специалистов с высшим образованием.

Без активного участия области решить кадровый вопрос довольно сложно. За последние годы ни один врач не приехал в Усть-Кутский район по программе «Земский доктор». Поскольку договоры в рамках данной программы заключаются на областном уровне, целесообразно было бы предусмотреть целевое направление в северные территории.

– Есть ли проблемы в системе образования?

– К сожалению, программа «Развитие дошкольных учреждений» в районе реализовалась не в полной мере. По ней прошла реконструкция детского сада № 23, дополнительно ввели шесть групп, и это все. Подразумевалось проектирование и строительство детских садов в микрорайоне РЭБ, Солнечном, Железнодорожнике, обустройство групп для дошколят в Подымахинском муниципальном образовании и в Ручье, но на сегодня ничего этого нет. Деньги, потраченные на проекты, оказались просто выброшенными на ветер.

Для открытия группы при Подымахинской средней школе на 30 малышей, согласно проекту, требуется 6,6 млн рублей. Первый транш – 500 тыс. рублей – в рамках договора о социальном партнерстве выделила Иркутская нефтяная компания. Средства освоены полностью. Дошкольную группу необходимо открыть в поселке к 1 сентября, и мы приложим для этого все усилия.

Ситуация с детским садом в Ручье еще более острая. Здание ветхое, практически аварийное. Мы уже думали о переводе дошкольников в соседний поселок Янталь, но тогда придется возить малышей на автобусе за 12 км. Конечно, такого разрешения нам никто не даст. На следующий год планируем осуществить капитальный ремонт здания и решить вопрос с областной властью о строительстве нового детского сада.

Пытаемся выправить ситуацию с очередностью детей от полутора до трех лет, не решаемую также годами. Недавно прошли переговоры с руководством ВСЖД по передаче детского сада № 211 в микрорайоне Лена в муниципальную собственность. Железная дорога готова передать учреждение за 13,5 млн рублей. Будем решать вопрос с финансированием. Необходима реконструкция здания, приобретение оборудования и мебели. А это немалые деньги. Зато в данном детском саду мы сможем открыть ясельные группы, полностью ликвидировав очередь детей в дошкольные учреждения в райцентре.

– Как решается вопрос со строительством новой школы?

– На проект строительства школы № 7 в микрорайоне Мостоотряд изначально было получено отрицательное заключение, и мы в максимально короткие сроки совместно с проектной организацией смогли устранить недоработки и зайти на повторную экспертизу. Там очень проблемное здание, находится в аварийном состоянии, при этом вопрос проектирования не решается с 2008 года. Сейчас пытаемся достигнуть договоренности о включении объекта в областную программу. Стоимость строительства школы, по предварительным подсчетам, составляет 383 млн рублей. Школа рассчитана на 400 учащихся.

– Удалось ли договориться с предприятиями о возмещении средств за понесенный ущерб при эксплуатации муниципальных дорог?

– Интенсивное движение большегрузов во время строительства нефтепровода ВСТО, перевалки трубы для реализации федерального проекта «Сила Сибири» превратило дороги практически в непроезжие направления. Сейчас в рамках вопроса возмещения затрат компанией «Газпром трансгаз Томск» сформирован проект соглашения о перечислении средств на обустройство автомобильных дорог общего пользования в бюджет Усть-Кута.

Предприятием «Новые дороги» продолжается реализация крупномасштабного проекта по строительству автомобильной дороги федерального значения «Вилюй» на участке Усть-Кут – Верхнемарково.

– Когда начнется реконструкция аэровокзального комплекса?

– В 2017 году в рамках федеральной программы «Гражданская авиация» предусмотрена реконструкция аэровокзального комплекса в Усть-Куте. Предусмотрены средства федерального бюджета – 564,1 млн рублей, бюджета субъекта РФ – 98,1 млн рублей, внебюджетных источников – 270,5 млн рублей. Но условия финансирования из федерального бюджета зависят от вложений бюджета субъекта РФ и внебюджетных источников на реконструкцию аэровокзального комплекса. В связи с тем, что ни областного, ни муниципального имущества в составе аэровокзального комплекса нет, вложить бюджетные средства в рамках программы не могут ни областное правительство, ни районная администрация. Для поиска источников финансирования в размере 98,1 млн рублей нами были направлены обращения в правительство Иркутской области и основным пользователям услуг аэропорта Усть-Кута. На сегодня имеется информация о проработке вопроса о выделении средств с ОАО АК «Транснефть» в рамках социально-экономического партнерства на 2017 год.

– Кризис диктует новые подходы в распределении бюджетных средств и эффективного их расходования. Каковы ваши шаги в этом направлении?

– Проработав в должности мэра чуть более полугода, я еще более укрепилась в мысли о необходимости реорганизации муниципальных образований. Сегодня на территории района восемь муниципальных образований, включая районную администрацию. Все сельские поселения, за исключением Верхнемарковского, глубоко дотационные. Люди очень ждут перемен, и мы намерены сделать их только к лучшему.

Реформируя органы местного самоуправления, можно высвободить более 50 млн рублей, затрачиваемых на содержание аппарата чиновников, и направить их на решение насущных проблем территории. Но без внесения изменений в существующий закон о межбюджетных отношениях объединение становится невыгодным, а финансовые средства растворятся, не принося пользы.

Сейчас из областного бюджета выделяются средства для содержания администраций городских и сельских поселений, из муниципального бюджета УКМО еще 35 млн. Анализ показывает, что ни одно поселение не зарабатывает достаточных средств, чтобы содержать собственные администрации.

Разделение полномочий согласно закону № 131-ФЗ привело к увеличению количества административных аппаратов поселений, дублированию функций. Например, в каждом поселении, чтобы должным образом исполнять госполномочия, необходимо создать полноценные отделы и комитеты: экономический, строительный, финансовый, жилищно-коммунальный, культуры и так далее, но позволить себе это может только Усть-Кутское городское поселение. Остальные сделать этого не могут и в силу дотационного бюджета, и недостатка профессионально подготовленных кадров. Например, обнаружилось, что в поселке Верхнемарково в прошлом году бюджет исполнен с профицитом в 5 млн рублей, и эти деньги могли быть направлены на софинансирование программы переселения из ветхого жилья, которого там предостаточно, но в администрации не нашлось для этого специалистов. Другие поселения, наоборот, при остром дефиците местных бюджетов не могут позволить себе условия софинансирования и участие в программе переселения, хотя там также достаточно ветхого жилья. В сложившихся условиях администрация района, чтобы решать те или иные вопросы, вынуждена брать на себя управленческие функции поселений, практически подменяя глав поселений.

Создать более эффективную модель управления таким районом, как Усть-Кутский, где в одном городе сосредоточено 85% населения и 95% промышленного производства, могло бы реформирование органов местного самоуправления. Надо создать единый районный административный аппарат, а в поселениях оставить советы со штатом в три-пять человек. Но сегодняшнее законодательство не позволяет продвигать эту инициативу, так как при объединении средства, выделяемые на дотирование государственных расходов, будут потеряны для муниципального бюджета Усть-Кутского района. Более того, муниципальные бюджеты поселений района лишатся 10% НДФЛ, которые поступают сейчас в местные бюджеты, останется лишь 26% НДФЛ, поступающего в районный бюджет. Таким образом, подтверждается аргумент противников объединения, что несколько нищих бюджетов объединятся в один, еще более нищий.

Есть еще один путь реформирования муниципальных образований, в которых более 80% населения проживает в городском поселении, являющимся административным центром района. Для этого необходимо думе Усть-Кута принять решение о передаче полномочий на уровень района. В этом случае все налоги сохраняются на нашей территории, количество отделов с дублирующими функциями сокращается, соответственно повышается эффективность управления и просматривается значительная экономия бюджетных средств. Районная администрация внесла соответствующие изменения в Устав, но пока у городской администрации и думы взаимопонимания в этом вопросе нет.

– Каким бюджетом располагает район?

– На 2016 год доходы бюджета запланированы в размере 1413,6 млн рублей (в том числе налоговые и неналоговые доходы – 617,9 тыс. рублей), расходы в размере 1455,0 млн рублей, дефицит – 41,4 млн рублей. Поскольку только средств районного бюджета недостаточно для закрытия расходных обязательств и поддержки экономики, участвуем в таких государственных программах как «Дошкольное, общее и подготовительное образование», «Социальная поддержка населения», «Развитие физической культуры и спорта», «Экономическое развитие и инновационная экономика».

– В чем вы видите перспективы территории?

– Непосредственное развитие района связано с реализуемыми на его территории инвестиционными проектами (лесопереработка – ООО «ТСЛК», газоперерабатывающий завод – ООО «ИНК»). В связи с тем, что сейчас кризисные времена, делаем упор на действующие сегодня предприятия, способствуем их развитию. Ведь развитие того или иного предприятия влечет за собой дополнительные рабочие места, уплату налогов в местный бюджет.