Почему лесные ресурсы не приносят дохода в бюджет?

Проблему обсудили на открытом форуме прокуратуры региона

Первый открытый форум прокуратуры Иркутской области состоялся в столице Приангарья. В нем приняли участие представители правительства и Законодательного Собрания региона, федеральных ведомств, бизнеса и общественных организаций. В числе рассмотренных вопросов – «Состояние законности в лесной сфере, проблемы и перспективы развития. Использование лесохозяйственного потенциала Иркутской области».

Данным о запасах древесины больше 20 лет

Как сообщил Александр Кремзуков, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Иркутской области, в прошлом году в регионе было выявлено почти 3 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом леса и лесоматериалов, пресечена деятельность 23 организованных преступных групп, 987 человек привлекли к уголовной ответственности.

Также была активизирована работа по выявлению должностных, коррупционных преступлений, сформирована положительная судебная практика по привлечению к уголовной ответственности лиц за контрабанду, уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей. Прокурорами пресечено более 3,5 тыс. нарушений в сфере лесопользования, для устранения которых внесено 268 представлений, направлено в суд почти 500 исков, в том числе о взыскании ущерба лесам на сумму более 45 млн рублей. Кроме того, 126 должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 36 уголовных дел.

– Наш регион занимает первое место в стране по лесистости и объему лесозаготовок. Такое лидерство предопределяет высокую значимость лесных ресурсов для социально-экономического развития области. Однако надо признать, что в нашем лесопромышленном комплексе пока больше проблем, чем успехов, – заметил Александр Кремзуков.

В частности, данные о запасах древесины и возрасте лесов на большей части территории региона собирались свыше 20 лет назад. Таким образом, специалисты лесного хозяйства не располагают сведениями, позволяющими достоверно определить допустимый ежегодный объем изъятия древесины в лесах.

При этом объем лесозаготовок в области постоянно растет, и в 2015 году составил более 34 млн куб. м. Объем незаконных рубок за последние пять лет увеличился более чем вдвое и достиг в 2015 году 677 тыс. куб. м. Раскрываемость таких преступлений снизилась с 39,1% до 33,8%. Ущерб превысил 3,5 млрд рублей.

Свой «вклад» в снижение лесохозяйственного потенциала региона вносят лесные пожары. В прошлом году пройденная огнем площадь лесного фонда составила 522 тыс. га, в 2014-м – 783 тыс. га. Ущерб лесному фонду за два года превысил 18 млрд рублей. Лесовосстановление за последние два года проведено на площади немногим превышающей 200 тыс. га.

Поступления в бюджет от использования одного из основных природных ресурсов региона – леса – незначительны. Предприятиям ЛПК ежегодно возмещают НДС почти на 2 млрд рублей больше, чем ими было перечислено в казну.

– Первое в России место по объемам лесозаготовок, к сожалению, не приносит положительного социально-экономического эффекта, – констатировал представитель прокуратуры.

Проведенный анализ подпрограммы «Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области» показал, что она не достигает целей сокращения потерь лесного хозяйства от пожаров и незаконных рубок; не создает условий для рационального и интенсивного использования лесов, не обеспечивает повышения эффективности управления и контроля в сфере лесопользования. По ряду показателей региональная подпрограмма не соответствует аналогичной федеральной.

Кремзуков заявил, что в регионе отсутствует четкая стратегия развития лесного комплекса, а управление и контроль в этой сфере несовершенны. Так, из 59 областных учреждений по охране, защите и воспроизводству лесов, 28 фактически не работают, а часть действующих занималась деятельностью, не соответствующей целям их создания. Прокурорами повсеместно выявлялись и пресекались факты незаконного использования государственного имущества. Например, директор Осинского лесхоза наладил незаконную схему использования госимущества для развития семейного бизнеса. Исправное лесопильное оборудование там было демонтировано, и его возращение в рабочее состояние невозможно без значительных финансовых затрат. Сейчас по материалам прокурорской проверки расследуется уголовное дело по факту превышения должностных полномочий. Кстати, предыдущий директор этого же лесхоза был осужден за получение взятки, главный бухгалтер – за мошенничество.

Нередки в лесхозах и факты нарушения трудового законодательства. Руководители учреждений в Чунском, Киренском и Баяндаевском районах установили размер своей зарплаты без согласования с учредителем. В Киренском районе этот размер почти в три раза превышал зарплату мастера. Во многих учреждениях устанавливались не предусмотренные законодательством дополнительные стимулирующие выплаты.

– При таком хозяйствовании и контроле для выполнения основных государственных функций по охране, защите и воспроизводству лесов никогда не будет хватать финансовых и материальных ресурсов, – дал анализ ситуации начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры региона.

Как отдельную тему он выделил санитарные рубки. По искам прокурора в судебном порядке признано незаконным 22 договора на выполнение таких работ.

Требует оценки и эффективность реализации в регионе инвестиционных проектов в сфере освоения лесов. Прокуратурой Усть-Кута установлены грубые нарушения в деятельности одной из крупных компаний по захламлению земель отходами лесопиления. Предусмотренное проектом строительство производства по переработке отходов не велось длительное время. Только после принятия комплекса мер реагирования ситуация сдвинулась.

Александр Кремзуков также напомнил, что с 1 июля 2015 года в полном объеме вступили в силу новеллы Лесного кодекса РФ о создании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС). Она должна помогать в оперативном режиме отслеживать всю цепочку сделок с древесиной – от предоставления лесных участков до переработки, выявлять незаконные операции, способствовать пресечению оборота нелегально заготовленных лесных ресурсов. Между тем система используется не в полную силу.

Отрицательно на ситуации в сфере оборота лесоматериалов сказалась и отмена закона Иркутской области об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. В целях выработки общих подходов к решению проблем в лесной сфере было проведено расширенное координационное совещание. Приняты совместные решения. В их числе – разработка так нужной для области государственной программы развития лесопромышленного комплекса. Также разрабатывается областной закон об организации деятельности пунктов приема, отгрузки, переработки и хранения древесины. В третьем квартале 2016 года планируется его внесение на рассмотрение Законодательного Собрания региона.

Налоговая отдача – на контроле

Сергей Шеверда, министр лесного комплекса Иркутской области, подтвердил, что Приангарье является лидером в России по заготовке древесины, объем которой в 2015 году достиг 34 млн куб. м, и это в три раза больше, чем в субъекте РФ, находящемся на втором месте.

К сожалению, регион является и лидером незаконной заготовки древесины, которая в 2015 году составила 677 тыс. куб. м. Большой объем нелегальных рубок выявляется благодаря дистанционному мониторингу, но его результаты поступают с опозданием в полгода. В Рослесхоз направлены предложения и рекомендации по сокращению сроков дешифрирования космоснимков.

Объем инвестиций, привлеченных для реализации проектов в лесной отрасли Иркутской области, на текущий момент превышает 54,8 млрд рублей, при этом изначально заявлялось около 32,7 млрд рублей. Всего в регионе реализуется семь инвестпроектов в лесной сфере.

Между тем доход области от использования лесов составляет от нуля до 753 рублей с кубометра. Средняя налоговая отдача с одного кубометра – 190 рублей.

При правительстве области создана рабочая группа по увеличению налоговых доходов. Все арендаторы включены в таблицу с определенными критериями. Там, где налоговая отдача низкая, проводятся проверки. Восемь арендаторов уже проверены в Качугском районе, четыре – в Чунском.

– Эту работу мы продолжим. С теми, кто не намерен выходить из тени, будем расторгать договоры, – заявил Сергей Шеверда.

Также министр рассказал о работе над законопроектом, регулирующим деятельность пунктов приема, отгрузки и переработки древесины, и о мотивах его подготовки. До 2007 года, когда были обнулены таможенные пошлины на пиломатериалы, Иркутская область экспортировала в год 8,6 млн куб. м круглого леса и один миллион кубических метров пиломатериалов. В 2015 году картина изменилась: на экспорт ушло 3,5 млн куб. м круглого леса и 8,2 млн куб. м обработанного. При этом такого количества заводов и мощностей по переработке древесины в области нет. Стало быть, это работа полулегальных или нелегальных пилорам. И если за передвижением круглой древесины еще ведется контроль, то согласно гражданскому законодательству распиленную древесину можно перемещать свободно.

– Этим законом мы как раз хотим поставить на учет все, без исключения, пункты приема и отгрузки древесины, определить критерии их работы. Надеемся, что депутаты Законодательного Собрания нас поддержат, – сказал министр.

Кроме того, Сергей Шеверда сообщил, что минлес региона направил в Федеральное агентство лесного хозяйства предложение по контролю за движением древесины, признанной вещественным доказательством незаконной заготовки. Сейчас ее вывозят на хранение частные компании-подрядчики. В Иркутской области считают, что такую древесину нужно хранить в лесхозах до того, как Федеральное агентство по управлению государственным имуществом проведет аукционы по ее продаже. По мнению министра, предлагаемая схема более прозрачна, весь объем незаконно заготовленной древесины, реализуемой через Росимущество, будет виден.

На форуме также поднимались проблемы, связанные с землями лесного фонда, которые нередко оказываются в частной собственности; рассматривались вопросы кадастрового учета и тема создания территорий традиционного природопользования.

Участники встречи пришли к выводу, что ситуацию в лесной сфере можно обсуждать бесконечно. Не исключено, что открытый форум прокуратуры к ней вернется еще не раз.