30.06.2016 12:52
Рубрики
Книги
Теги
#книга
30.06.2016 12:52

Телесные и семейные ценности

Ирвин Уэлш

«Сексуальная жизнь сиамских близнецов», издательство «Иностранка, Азбука-Аттикус», 2016

Вот удивил, так удивил! О чем всю жизнь пишет Ирвин Уэлш? Правильно, о шотландском быдле. О тех, кто тихо копошится на социальном дне, торчит, пьет и размножается. Культовый роман «На игле» – это его визитная карточка, и все, написанное им после, примерно на одну и ту же тему. А тут на тебе: о Шотландии и шотландцах ни слова, а действие происходит в США.

Штат Флорида, солнечный Майами. Глубокой ночью тренер по фитнесу и мастер рукопашного боя Люси Бреннан покидает своего неудачливого бойфренда Майлза. По дороге домой Люси попадает в заварушку со стрельбой и обезоруживает нападавшего. Случайный свидетель Лина Соренсон снимает подвиги Люси на телефон, выкладывает видео в сеть, и на следующий день Люси становится знаменитой.

Такая вот завязка, но если кто-то думает, что Уэлш написал роман о том, что делает с человеком слава, тот ошибается. И это даже не криминальный боевик, хотя в нем есть преступления. В конце концов, это оказывается, ни много ни мало, лавстори…

Уэлш сталкивает две противоположности: боди-фашистка, психопатка, помешанная на фитнесе (33 года, 170 см, 50 кг), и толстая художница, далекая от культа тела (31 год, 157 см, 91 кг). С первого взгляда смесь не назовешь гремучей, ничего общего – как встретились, так и разбежались – причем здесь любовь? Но не тут-то было: Уэлш кидает их в такой водоворот событий и личных отношений, что получается взрывной треш, которого и ждут от этого автора.

По сути «Сексуальная жизнь сиамских близнецов» – несколько романов под одной обложкой: это и роман-воспитание, это и социальная драма, и любовный роман, и даже путеводитель по современному искусству. Неожиданно Уэлш, совершенно в духе литераторов ХIХ века, начинает проповедовать семейные ценности, правда, с небольшими поправками на век ХХI и западную политкорректность. При этом он мастерски затрагивает все «горячие» темы, которые обсуждаются общественными институтами: проблемы сексуальной ориентации, однополые отношения, подростковое насилие и насилие социума, который требует от человека красивого тела и успеха, постоянно тычет в лицо обложками глянцевых журналов.

Порой, правда, возникает вопрос к достоверности. Например, был ли Уэлш хоть раз в тренажерном зале? Даже не специалисту, а человеку, наделенному здравым смыслом, ясно, что после еды не надо сразу бежать в спортзал, а его герои только так и поступают: поели, и к тренажерам. Хотя в конце книги есть благодарности, в том числе и фитнес-тренерам, с которыми консультировался автор.

Сомнение вызывает и финал этого месива. Матерый контркультурщик, патентованный литературный хулиган вдруг завершает свою историю таким хэппи-эндом, что появляется ощущение, что читатель съел два кило торта. Раньше Уэлш себе такого не позволял. Неужели Ирвину захотелось на покой, на диванчик, к телевизору, и чтобы за окном плескался теплый пляжный заливчик, а не ледяное Северное море, как в родном Эдинбурге?