20.07.2016 14:53

Страх и негатив

Вызвали рекламные материалы у экспертного совета при УФАС

В начале июля состоялось очередное заседание экспертного совета по рекламе при иркутском УФАС России. Участникам были представлены пять рекламных материалов с признаками нарушения федерального закона «О рекламе».

В работе экспертного совета приняли участие представители управления Роскомнадзора по Иркутской области, религиозных и общественных организаций, психологи и лингвисты. По сложившейся традиции, они оценили представленные материалы на соответствие пятой статье федерального закона «О рекламе». Часть четвертая статьи говорит о том, что реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром, или осуждать таких лиц; часть шестая статьи гласит, что в рекламе не допускается использование оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Сначала участники обсудили баннер магазина для взрослых с надписью «Хотеть и мочь». Жалоба на эту рекламу в УФАС была передана из администрации Иркутска. Баннер, находящийся рядом с остановкой общественного транспорта «Южная», вызвал возмущение у горожанина. Представители городской администрации посчитали, что эта реклама не соответствует действующему законодательству, поэтому членам экспертного совета было предложено оценить ее на предмет соответствия. Обсуждение было недолгим, практически единогласно изображение мускулистого мужчины признали не противоречащим морали, а рекламу соответствующей требованиям закона «О рекламе».

Значительно больше времени заняло обсуждение рекламы такси «Сатурн». Житель Ангарска посчитал, что реклама создает фон социального неблагополучия и пропагандирует насилие на улицах города. На баннерах, размещенных в Ангарске и Иркутске, изображены молодые люди со следами насилия, которые, судя по надписи, пожалели 60 рублей на такси до дома. Ангарчанин посчитал, что информация, представленная на баннере, не соответствует официальной информации о происшествиях и преступлениях, совершаемых на территории Ангарска, а также динамике развития криминальных процессов. Заявитель обратился в прокуратуру с просьбой принять меры и ограничить распространение баннеров.

Заместитель руководителя управления ФАС по Иркутской области рассказал, что по поводу рекламы такси «Сатурн» ведомство получает много обращений, в том числе, анонимных. Люди высказывают свое негодование. Управление ФАС по Иркутской области провело небольшой социологический опрос на своем сайте. У пользователей интересовались, какие эмоции и чувства у них как у потребителей вызывает такая реклама. Чуть больше половины ответивших – 54% – сказали, что реклама не вызывает никаких эмоций. У 36% респондентов баннеры вызывают отвращение. Всего проголосовал 61 человек.

Реклама вызвала возмущение практически у всех членов совета. Куратор проекта «Родительский открытый университет» Иркутского областного совета женщин Валентина Бихневич призналась, что испугалась, когда первый раз увидела плакат.

Доцент кафедры рекламы и связей с общественностью МГЛУ Илья Сосновский заметил, что реклама воспринимается как негативная и агрессивная, а сведения, содержащиеся в рекламе, не соответствуют действительности. Речь идет о 20-минутной поездке за 60 рублей. Абсолютным большинством члены совета признали рекламу ненадлежащей, потому что она вызывает чувство страха и опасности.

Также участники экспертного совета обсудили информацию, размещенную на рекламной конструкции в Ангарске. Она содержала изображение национальной символики Турции и Болгарии значками, используемыми в электронных сообщениях. В итоге реклама была признана оскорбляющей национальное достоинство и противоречащей законодательству РФ «О рекламе».

Резко негативную оценку экспертов вызвала реклама услуг в братской газете «Поехали». По их словам, невозможно квалифицировать изображение бабочек и цветов как ненадлежащую рекламу. Информация, размещенная в газете, не содержит характеристики предлагаемых услуг, формирующих в восприятии потребителей непристойные образы. Таким образом, закон не нарушен. Члены совета признали, что реклама может содержать элементы рекламы интимных услуг, однако это необходимо доказать. Поэтому было рекомендовано обратиться в правоохранительные органы.