Запрос с непростой судьбой

Перед уходом на парламентские каникулы комитет по собственности и экономической политике Законодательного Собрания под председательством Ольги Носенко проверил ход исполнения пяти депутатских запросов.

Энергичные «пчелки»

Пожалуй, самыми «бородатыми» оказались два запроса, инициированные председателем комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС Владимиром Матиенко. Ровно два года назад он обратился к руководителю террземляиториального управления Росимущества Павлу Фетисову и прокурору области Игорю Мельнику с просьбой проверить законность застройки земельных участков в водоохранной зоне Иркутского водохранилища.

Как писал депутат, два города: Иркутск и Шелехов, получают воду из Ершовского водозабора. Законодательством строго-настрого запрещена хозяйственная деятельность, в том числе и строительство в первом поясе зоны санитарной охраны протяженностью 100 метров. Тем не менее, как выясняется, это правило сплошь и рядом нарушается: неизвестным лицам выделены земельные участки, на которых они ведут строительство жилых домов.

Два года понадобилось, чтобы только определить: кому принадлежат земельные участки, расположенные на 0,7 га прибрежной полосы. Выяснилось, что это, одно из красивейших мест в окрестностях Иркутска, облюбовало целое семейство «пчел»: четыре дачных некоммерческих товарищества, начиная с «Пчелы у озера 1» и кончая «Пчелами у озера 4».

Оказалось, названия выбраны неслучайно: Лесной кодекс разрешает использовать участки, входящие в состав федерального лесного фонда и расположенные в водоохранной зоне, для осуществления рекреационной деятельности и пчеловодства. И строения возводить не воспрещает, но только временные. «Какие же это временные, – настаивал Владимир Матиенко, предоставив фотографии, – когда они стоят на каменном фундаменте и сложены из бруса». Их капитальное происхождение подтвердили и члены комитета во главе с Ольгой Носенко, побывавшие на водохранилище. Убедились, что «пчелки» обосновались здесь всерьез и надолго, и дороги проложили к своим «временным» хаткам, и причалы оборудовали, чтобы добираться по воде.

Наконец для разрешения спора была привлечена Служба государственного жилищного строительного надзора. Еще в сентябре 2014 года она установила, что дома, расположенные на участках двух «пчелок»: 1 и 4, не являются временными сооружениями, а есть не что иное, как «объекты капитального строения».

Опираясь на это авторитетное заключение, Территориальное управление Росимущества подало исковое заявление в Иркутский районный суд о сносе самовольно возведенных капитальных построек, но суд поставил под сомнение профессиональные способности стройнадзора и назначил свою экспертизу. И оказался прав: никаких капстроений на участке нет, заявили новые эксперты. А раз нет, то и суда нет, и в удовлетворении исковых требований было отказано.

Представители Росимущества не сдались и подали на апелляцию. Но и апелляционная инстанция приняла сторону райсуда, уверовав в его непогрешимость. Сейчас очередная кассационная жалоба направлена в президиум Иркутского областного суда.

Члены комитета, изучив всю эту затянувшуюся историю, вынесли рассмотрение депутатского запроса на последнюю июньскую сессию ЗС. Даже не в поисках ответа, а как ярчайший пример крючкотворства и волокиты, целью которого, как считает депутат Геннадий Истомин, является одно: спрятать концы в воду. Того же мнения придерживается и Владимир Матиенко:

– Это вызов всем нам. Мы годами не можем найти виновных в застройке Ершовского водозабора, виновных в вырубке 40 га элитного леса в пойме реки Кая, о чем я просил разобраться еще в одном депутатском запросе. Без коррупции, я считаю, здесь не обошлось. К кому еще обращаться за помощью? К генеральному прокурору Российской Федерации?

Смерть под колесами

Печальный мартиролог изложили в своем депутатском запросе еще к прежнему губернатору области два депутата ЗС Игорь Гринберг и Алексей Козюра. С 2011 по 2015 годы на станции Половина Черемховской дистанции пути ВСЖД, которая обслуживает крупнейшее в районе городское поселение Михайловское, где проживают 7,7 тыс. человек, зарегистрировано 13 случаев непроизводственного травматизма со смертельным исходом. Большинство смертей произошло из-за отсутствия на станции пешеходного моста над железнодорожными путями.

Администрация поселения и района неоднократно обращались в адрес управления железной дороги с просьбой о строительстве на территории станции пешеходного моста, но пока безрезультатно. Депутаты просили губернатора оказать содействие в решении этой насущной проблемы.

Заместитель областного министра жилищной политики, энергетики и транспорта Андрей Никитин проинформировал депутатов, что, начиная с 2013 года, было направлено шесть обращений в адрес руководства ОАО «РЖД» с просьбой рассмотреть возможность строительства пешеходного перехода, в том числе и на условиях софинансирования из областного бюджета.

Согласно полученным ответам, ОАО «РЖД» отказывалось от строительства пешеходного путепровода, выставляя причиной решение правительства РФ о нулевой индексации железнодорожных тарифов в 2014 году и значительное сокращение финансирования инвестпрограмм. Однако сейчас, как заметил Андрей Никитин, эта причина уже не актуальна, так как в 2015 году индексация тарифов составила 10% при планируемых 4,9%, а в текущем году увеличена еще на 9%.

В ходе встречи губернатора Сергея Левченко и президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова была достигнута договоренность рассмотреть возможные варианты строительства пешеходного перехода и принять решение до 1 сентября 2016 года. Вместе с тем, принято решение о строительстве перехода через пути в одном уровне со звуковой и световой сигнализацией в качестве временной меры по обеспечению безопасности жителей. Работы уже начаты и будут завершены до конца ноября.

Депутаты решили вернуться к рассмотрению данного депутатского запроса осенью. По мнению депутата Александра Вепрева, необходимо проанализировать эффективность принимаемых мер по обеспечению безопасности, например, нужно построить ограждение, вести разъяснительную работу с людьми и т.д. Депутат Геннадий Истомин заметил, что договоренности области и ОАО «РЖД» должны быть достигнуты не только относительно безопасности на станции Половина, но и в других территориях.

Выполняя наказы своих избирателей, два депутата ЗС: председатель комиссии по контрольной деятельности Геннадий Нестерович и вице-спикер, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, тоже подняли тему мостов в своем запросе губернатору. Они напомнили, что пешеходный мост в Веселовском муниципальном образовании Чунского района смыло паводком еще в 2006 году, и все эти десять лет жителям приходится делать значительный крюк, чтобы добраться с одного берега на другой.

И это не единичный случай. Та же ситуация в поселках Хоняки того же Чунского района, Евдокимовский Тулунского района и Новоснежная Слюдянского района. Вопрос финансирования строительства мостов депутаты намерены поднять при подготовке закона о бюджете на следующий год.

Школа с трудной судьбой

Еще два года назад группа депутатов ЗС обратилась с депутатским запросом к губернатору области по поводу судьбы экспериментальной школы, заложенной в Ангарске еще 20 лет назад. Учебное здание обещало стать гордостью не только города, но и всей области. Это был целый комплекс зданий, включающий кроме учебных классов спортивный зал, бассейн, мастерские, библиотеку, клуб.

В 2009 году, когда две трети школы были готовы, вышли новые нормы, по которым школу отнесли к зоне повышенной сейсмичности. По ним высоту здания ограничили тремя этажами, при том что уже, согласно проекту, уже было возведено четырехэтажное здание. Стройку законсервировали до выяснения обстоятельств.

Выясняли семь лет, могли бы и больше, но новое правительство, прислушавшись к мнению депутатов, приняло решение завершить возведение школы, хотя это обойдется бюджету в круглую сумму – 900 млн рублей, включая дополнительные работы по сейсмоусилению. Как сообщила областной министр строительства, дорожного хозяйства Светлана Свиркина, окончание работ намечено на 2018 год.