Помощь женщинам в трудной ситуации

Оказывает кризисный центр «Мария»

С 2011 года в Иркутске действует кризисный центр «Мария». За помощью сюда обращаются женщины со всей страны. Почти каждая из них с ребенком на руках, а то и с двумя. Кто-то бежит от мужа-тирана, кто-то остался без дома и средств к существованию. Принимают здесь практически всех. Дают крышу над головой, питание, психологическую и юридическую помощь. У женщины есть шанс на новую жизнь, но использовать его или нет – зависит от нее самой.

Лимит доверия

Мы приехали в кризисный центр для женщин «Мария» в понедельник утром. Нас встретила руководитель Наталья Кузнецова. В центре живут 10 женщин, большинство из них с детьми. Пока одна готовит обед, другая присматривает за малышами, а третья наводит порядок. Все женщины как на подбор – одна краше другой. С первого взгляда трудно представить, что у каждой из них за плечами непростая судьба или жизненная ситуация. Одна из подопечных центра – 17-летняя Галина. Девушка – сирота, сейчас она ждет ребенка. Признается, что одной ей жить страшно, потому что люди могут обмануть и причинить боль.

– Есть у нас категория несовершеннолетних сирот, я над ними опеку оформляю. Галя как раз у нас под опекой. Из органов опеки позвонили, сказали, что в интернате ей жить тяжело, к ней не очень хорошо относятся. Я решила взять ее на попечительство. Работать с молодыми непросто. С одной стороны, они вроде гибкие, но с другой стороны, нельзя не учитывать, в каких условиях они жили, воспитывались и росли. Когда они рассказывают свои истории, я понимаю, что это люди со сломанной психикой, – говорит Наталья.

В центре нет жестких правил и ограничений. По негласным правилам нужно помогать друг другу – если сегодня кто-то сидит с твоим ребенком, то в следующий раз ты должна посидеть с другим. Есть график уборки помещений – поэтому будь добр, наведи порядок, когда пришла твоя очередь. Здесь негативно относятся к вредным привычкам, запрещается употребление алкоголя, например. Наталья говорит, что не каждый и не сразу соглашается с существующим порядком. Однако без него женщинам чаще всего невозможно изменить жизнь. Существует некий лимит доверия. До полутора месяцев в центре можно жить бесплатно. Все это время за подопечной наблюдают, чтобы понять, готова ли она сама к чему-то стремиться.

– Раньше я водила всех за ручку, сейчас моя позиция изменилась. Девочкам сразу говорю, что я в деградации общества не участвую. Если вы сами ни к чему не стремитесь, то я за вас это делать не буду. Существует доля эгоизма, каждый приходит и думает, что его беда самая ужасная. Мы здесь все люди, и нет такого, что кому-то хуже или лучше. Полтора месяца – достаточный срок, чтобы взять себя в руки и начать налаживать свою жизнь, найти работу. Выгоняем только за самые грубые нарушения – пьянки, драки, – говорит Наталья.

Благополучные примеры

Наталья говорит, что не ждет слов благодарности от своих подопечных. Для нее важнее – знать, что девушка, покинув центр, живет нормальной полноценной жизнью. Например, недавно в гости приезжала женщина, которой Наталья когда-то помогла. Она обратилась за помощью, будучи беременной, не хотела рожать. Наталья ее уговорила, вместе с ней ходила на УЗИ, потом забрала из роддома в центр. Здесь мамочка с ребенком пожила какое-то время, а потом уехала. Год о ней ничего не было слышно. А недавно она приехала и рассказала, что растит малыша, работает, вместе с подругой снимает квартиру. К счастью, таких благополучных примеров достаточно. Однажды в центр приехала за помощью девушка с ребенком из Ангарска. Ей хватило месяца, чтобы начать менять свою жизнь: за это время она нашла работу, жилье и покинула центр. Еще одна девушка – из Усть-Кута. Она сирота, у нее сгорел дом и все, что в нем было. Ее вместе с ребенком привезли в «Марию». Здесь помогли восстановить документы. После этого она уехала обратно, сейчас периодически звонит.

– Я не жду от кого-то благодарности. Прекрасно понимаю, что спасибо мне никто говорить не будет, а лавров и денег мне не надо. Поэтому мне сейчас совершенно легко заниматься такой деятельностью. Просто хочется, чтобы в конце жизни не было стыдно за то, что время потрачено зря. Кроме того, хочется быть достойным примером для своих детей, – говорит Наталья.

Старики на окраине жизни

В последнее время в центр стало поступать много пожилых людей, которые никому не нужны, даже своим детям. Наталья признается, что не была готова работать с такой категорией подопечных, потому что чаще всего они нуждаются в медицинской помощи, а ее в центре нет. Первый раз сюда привезли 60-летнюю женщину, которой якобы негде жить. Приехала совершенно благополучная семейная пара на хорошей машине. Они завели женщину, заключили договор и быстро ушли. Уже поймав их на выходе, Наталья выяснила, что молодые люди привезли родную мать. Наталья сразу заподозрила неладное. Женщина была истощена и ужасно одета. Дети ничего с ней не оставили – ни вещей, ни продуктов. В первый день пребывания в центре у пожилой женщины отнялись руки и ноги. Центр – не медицинское учреждение, поэтому Наталья обратилась за помощью к врачам. Выяснилось, что у бабушки последняя стадия ВИЧ. По сути, дети привезли родную мать сюда доживать последние дни. Выяснилось, что до этого она жила на заброшенной даче одна, без какой-либо помощи и необходимого лечения. При этом бабушка ни разу не сказала плохого слова про своих детей. Наталье удалось добиться, чтобы дети все-таки отвезли бабушку в хоспис, где она могла получить необходимую помощь и уход.

Бывают случаи и похлеще. Полиция привезла 86-летнюю бабушку. Женщина частично потеряла память и помнила только фрагменты из молодости. Выяснилось, что в свое время она работала врачом в роддоме и взяла младенца, от которого отказалась родная мать. Вырастила, поставила на ноги. Спустя годы приемный сын продал квартиру, а мать просто оставил на улице, на лавочке. С помощью министерства социальной защиты, опеки и попечительства бабушку определили в дом престарелых в Черемхово.

– Сейчас очень много брошенных. Не страшно, что молодые останутся одни – они на ноги встанут, устроятся на работу. А вот пожилые люди фактически обречены на гибель в таких ситуациях. На улице они просто не выживут. Масштаб проблемы в последнее время поражает: все больше пожилых оказываются на улице, – говорит Наталья.

Из Донецка в Иркутск

Неделю назад в кризисный центр «Мария» попала 59-летняя жительница Донецка Татьяна Яковлевна. Она приехала в Иркутск наобум, без денег и каких-либо вещей. У женщины нет здесь ни друзей, ни знакомых, ни родственников.

Татьяна Яковлевна родилась в Макеевке, последнее время жила в Донецке, где в наследство ей достались два дома – бабушкин и тетин. Бабушкин дом разбили еще в 2014 году. Когда женщина пришла на место, то увидела вместо здания пепел, а в огороде – 18 огромных ям от снарядов. К счастью, в доме никого не было, со слезами рассказывает Татьяна Яковлевна.

– Стреляли постоянно. Если день не стреляют, то ночью мы как в аду. Перестрелки жуткие, невозможно находиться. Улицы по окраинам города разбиты. Стреляют и в детей, и во взрослых. Раньше снаряды свистели, и их было слышно. Мы определяли, откуда летит, и могли убежать. Сейчас же оружие бесшумное – его даже не слышно. Быстрее услышишь шум комара или мухи, которая пролетит мимо. Стало опаснее. Разлетаются осколки, не знаешь, куда они полетят, – плачет Татьяна Яковлевна.

Во время очередной перестрелки снаряд попал в дом Татьяны Яковлевны. Женщина в это время находилась внутри, ее вытащили из горящего здания и отнесли в сторону. Во время повторного обстрела один из осколков попал женщине в ногу. Так в полночь раненая женщина оказалась без документов, денег и вещей, в одной ночной рубашке.

Оставаться в Донецке дальше было невозможно, поэтому Татьяна Яковлевна отправилась в Ростов. Там ей помогли волонтеры, сделали временную прописку. Какое-то время женщина жила в приюте матери и ребенка. Потом попала в приемную президента. Там ей предложили несколько городов, куда можно поехать. Она выбрала Иркутск. Татьяна Яковлевна отправилась буквально в пустоту. Здесь ей помогла дежурная по вокзалу, она же направила женщину в центр «Мария».

Всю прошедшую неделю Татьяна Яковлевна приходила в себя. Женщина немного освоилась и помогает подопечным центра – нянчится с их детьми.

Татьяне Яковлевне нужны документы и статус беженца. Скоро у нее закончится временная ростовская прописка. Но самое главное, что женщина нуждается в квалифицированной медицинской помощи. Из-за ранения Татьяна Яковлевна передвигается с большим трудом, при помощи трости. К тому же у нее сахарный диабет.

В 2014 году беженцам помогали целенаправленно, сейчас уже такой программы нет. Наталья Кузнецова обратилась за помощью в приемную Дмитрия Медведева – там обещали помочь восстановить документы. А вот как быть с медицинской помощью – непонятно. Куда обращаться, и получит ли женщина помощь без документов?

В поисках здания

Сейчас кризисный центр располагается в здании поселка Жилкино. Это помещение выделил комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутска в 2014 году. Дом находится в аварийном состоянии, но другого у Натальи просто нет, поэтому подопечные живут здесь. В прошлом году министерство соцзащиты отдало центру здание бывшего приюта с участком в деревне Кыцигировка Иркутского района. Областные власти установили в нем новый котел отопления, центр приобрел коз и кур. В этом году на участке посадили огород, планируют получить полноценный урожай. Уже сейчас подопечные едят собственноручно выращенные кабачки, огурцы, зелень.

Но женщины не живут там постоянно, это помещение действует как трудовой лагерь. Нынешним летом Наталья Кузнецова постоянно пропадает в Кыцигировке – делает в помещении ремонт. Помогает ей в этом вся семья. Например, муж поставил добротный забор. Дети (а их у Натальи трое) помогают на огороде.

В ближайших планах центра – попытаться заработать немного денег. Это вынужденная мера: спонсоров и желающих помочь из-за кризиса становится все меньше. Наталья мечтает организовать зимой небольшую пекарню.

Хочется верить, что планы руководителя и подопечных центра осуществятся. Хочется надеяться, что когда-нибудь центр получит новое здание, которое не нужно будет постоянно ремонтировать. А самая главная надежда – что судьба каждой женщины, которая сюда обратилась, сложится благополучно.