«Любовь и голуби» Владимира Гуркина

13 сентября российскому актеру, драматургу, сценаристу и режиссеру Владимиру Гуркину исполнилось бы 65 лет. Традиционно в эти дни проходят торжественные мероприятия в честь нашего знаменитого земляка. А что еще мы знаем о нем, кроме того, что он жил в Черемхово и написал ставшую известной пьесу «Любовь и голуби»? Каким он был ребенком? Как учился в школе? Как познакомился со своей будущей супругой Людмилой?

Особый мальчик

Друг детства Николай Зайков в своих воспоминаниях, опубликованных в журнале «Сибирские огни», писал, что Вовка Гуркин во дворе всегда был особым мальчиком. Он отличался от детворы, выделялся среди крикливых пацанов. Его звали не просто по имени, а Вовкагуркин – вот так, в одно слово, причем не только ребята, но и их родители.

Вовкагуркин был аккуратным мальчиком со светлой кожей и волнистыми русыми волосами, всегда опрятно одевался, не хулиганил и не сквернословил. В играх Вовка держался в тени. Он мог претендовать на роль лучшего мушкетера как старший в компании, но скромно предлагал выполнить роль кардинала Ришелье. И пока все бегали, сражались, скакали по двору, изображая мнимые ранения и убийства, Вовка Гуркин сидел в штабе и «режиссировал» игру.

Он не учился в восьмилетке, как все. Каким-то образом родители устроили его не по месту жительства, а в десятилетнюю школу № 8, которая была лучшей в Черемхово и носила имя Пушкина.

Летом 1966 года Вова Гуркин пришел в гости к приятелю Николаю Зайкову. Тот делил свою комнату со старшими братьями. Все шумно разговаривали, кричали. Увидев Гуркина, братья спросили:

– Поступил?

Они знали, что Вова сдавал экзамены в Иркутское театральное училище. Хмурый Владимир отрицательно покачал головой.

– А что завалил? Математику? – Не отставали братья. – Русский?

– Да какую математику? – Гуркин раздраженно махнул рукой. – Там главный предмет «актерское мастерство».

– Это как? – Ребята с искренним интересом смотрели на неудачливого абитуриента. Никто из собравшихся представления не имел, как сдают экзамены в театральное училище.

– Сначала рассказывал басню. Комиссии понравилось. Попросили спеть. Пою я не очень, но играю ж на баяне, покивали, мол, удовлетворительно. А потом говорят: изобрази обезьяну. Изобразил. Посмеялись и решили: езжай в свое Черемхово, подрасти еще и приезжай через годик.

– Ну и чо горевать? После девятого класса и поедешь.

– Понимаете, обидно, что сам виноват. Показал им обезьянку-детеныша, вот они и решили, что я маленький. – Вовка покраснел от досады. – Надо было сыграть гориллу, меня бы взяли. А я – мартышку…

– Ну-ка, покажи! Заценим!

Любовь всей жизни

Вторая попытка оказалась удачной. В 1967 году Вовка Гуркин все-таки поступил в Иркутское театральное училище. Здесь он встретил любовь всей своей жизни и будущую супругу Людмилу, которая училась на третьем курсе. На прошлой неделе Людмила Борисовна вместе с дочерью Катей провели прогулку по Иркутску, посвященную Владимиру Гуркину. Женщина рассказала забавную историю знакомства с мужем. Она искала человека, у которого можно было занять денег для покупки вишневого компота. Кто-то посоветовал попросить у первокурсника Гуркина – ему пришел денежный перевод.

– Это было осенью – конец сентября или начало октября. Я постучала в комнату, где жил Володька. Он вышел. Я говорю: «Мальчик, ты не можешь мне занять рубль?» Он как-то смутился, побежал обратно и вынес мне три рубля. Я спросила, как его зовут, он назвался Колей. Я его поблагодарила и ушла. Потом хотела возвратить деньги, спрашиваю, где этот Коля-то? А мне говорят, что это не Коля, а Володя. Вот так мы и познакомились.

Потом она не раз замечала Владимира Гуркина в различных театральных этюдах, которые ставили студенты. Он учился с интересом, энтузиазмом. Был вдумчивым, любознательным, ему надо было все самому понять, почувствовать. Он красиво ухаживал. Ходил на все спектакли, в которых играла Людмила. Гуркин 14 раз смотрел «Трехгрошовую оперу», где она исполняла роль жертвы военного произвола.

Когда Гуркин учился на четвертом курсе, пара поженилась. В 1971 году Владимир закончил училище.

Черемховские типажи

Людмила Гуркина рассказала, что каждый год после гастролей они с Владимиром ехали в Черемхово. Там баба Валя (Валентина Петровна – мама Владимира Гуркина) рассказывала о жизни соседей, своих подружек. Однажды она и говорит: «Кузякина-то помнишь? Он че утворил! У него же семья. А он поехал на курорт и нашел там другую». У Кузякина, кстати, было трое детей – сын Ленька, старшая Люда и младшая любимица Оля. Этот сюжет остался в голове у Владимира Гуркина и нашел свое воплощение сначала в пьесе, а потом – в фильме. Многие реальные факты и герои стали основой для театральной пьесы и сценария.

По словам Николая Зайкова, в 1950–1960-е годы в Черемхово было массовое увлечение голубями. Во дворе, где жил Гуркин, на столбах крепилась высокая голубятня. Ее соорудил дядя Владимира, который потом угодил за драку на зону, а без него дело заглохло.

Зайков говорит, что прототипы персонажей Гуркина – черемховские типажи. Впрочем, он не исключает, что в других местах, на том же Урале, где Вовка Гуркин проводил часть летних каникул, встречались такие характеры. Например, жил в Черемхово такой дядя Вася. Он был большой охотник выпить. Работал из-за вредной привычки плотником, в шахту его не пускали.

Дядя Вася постоянно находился под хмельком и проявлял чудеса изобретательности, чтобы найти выпивку. Впрочем, он никому не досаждал и не понимал, как можно ударить или обматерить человека. Поэтому его не гоняли, относились к нему бережно, хотя и посмеивались.

А еще в черемховском дворе жил удивительный человек – дядя Миша. Он имел мотоцикл с коляской «Иж-56». Дядя Миша был молчалив, серьезен. Он возвращался со смены в испачканной рабочей робе, быстро обедал и в точно такой же спецовке, но уже чистой, домашней, выходил во двор, выкатывал из полутьмы сарая зеленый мотоцикл, раскладывал на брезентовой скатерке инструменты, усаживался на табуреточку и приступал к делу. До первых звезд дядя Миша разбирал, протирал, смазывал, собирал узлы своей машины. Иногда он заводил «Иж-56» и осторожно проезжал круг или два по двору.

Гуркины жили в Омске, когда Владимир начал работать над пьесой «Любовь и голуби». Одной из первых о пьесе узнала друг семьи, завлит театра «Современник» Галина Боголюбова. Когда она была в гостях, Владимир Гуркин прочитал ей отрывок будущей пьесы. Боголюбова сразу заявила, что будет первой ставить спектакль. Она взяла с автора обещание, что первой прочтет всю пьесу. Поэтому по мере написания Владимир Гуркин по частям высылал ей фрагменты рукописи. После опубликования пьеса была поставлена в театре «Современник». Владимир Гуркин присутствовал на премьере. Спектакль шел на сцене 19 лет – до 2001 года.

Владимир Гуркин, работая в московских театрах с Олегом Ефремовым, Владимиром Меньшовым и другими корифеями сцены, никогда не забывал о своей малой родине. Он регулярно приезжал в Черемхово. Сюда же он приехал в 2010 году, когда узнал о своем диагнозе – раке легких. Летом того же года он умер. Владимир Гуркин похоронен на черемховском кладбище, рядом с могилой отца.

Владимиру Павловичу присвоено звание почетного гражданина Черемхово. Имя Гуркина носят одна из городских улиц и Черемховский драматический театр. На площади перед театром установлен памятник трем драматургам, родившимся в Черемхово, – Владимиру Гуркину, Александру Вампилову, Михаилу Ворфоломееву.