Космическая мифология Анжелики Алсаткиной

Рожденные из бурятских мифов и легенд, созданные из войлока, конского волоса, дерева и металла, наполненные теплом и любовью, работы усть-ордынского художника Анжелики Алсаткиной производят сильное впечатление на зрителя. Причем внушительные по размеру панно и арт-объекты своей универсальной символикой, как правило, близки и понятны всем, вне зависимости от возраста и национальности. Убедиться в этом можно на ее персональной выставке «Мифы и символы», которая открылась в Усадьбе В.П. Сукачева Иркутского художественного музея.

– Когда мы видим эти прекрасные панно Анжелики Алсаткиной, то можем окунуться в наши традиции и культуру предков, – отметила на открытии выставки руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Марина Иванова. – При этом ее искусство пронизано сердечностью, и от этого оно становится еще более проникновенным.

Всего в экспозиции более 40 работ, созданных Анжеликой Алсаткиной за последний год, поэтому многие из них публика увидела впервые. На выставке также представлена коллекция ювелирных украшений «Онгон», созданная ее сыном Александром Алсаткиным.

– Говорят, народ без ландшафта – не народ, нам повезло, ведь у нас великие ландшафты: бескрайние степи, дремучая тайга и величайшее на земле озеро, – сказала на открытии Анжелика Алсаткина. – Кроме того, наши предки передали нам традиционную культурy, вобравшую в себя опыт и мудрость многих поколений. И мы стараемся ее выразить, ведь говорят, что в людях творческих сублимируются чаянья нескольких поколений. Не случайно в бурятской традиции кузнецы стоят даже выше шаманов, ведь считается, что человек, создающий и переосмысливающий жизнь, по сути, делает нечто больше, чем служитель культа.

Каждое произведение в экспозиции – своеобразная иллюстрация бурятской мифологии. Здесь изображены многочисленные небожители – тенгрии, которые отвечали за любое состояние природы: синее или хмурое небо, первый снег, тонкий лед и так далее. Некоторые из этих работ созданы из ивового прута, что, по словам Анжелики Алсаткиной, не случайно, ведь каждый шаман ежемесячно делал обряды, чтобы умилостивить царей вод, и его подношением был 81 ивовый прут, который имел для бурят сакральное значение.

– Традиционная религия бурят – тенгрианство, что роднит нас со многими народами – казахами, татарами и так далее, – отметила Анжелика Алсаткина. – Наша мифология многоуровневая, масштабная и космическая по своему звучанию. Даже ад у нас имеет семь уровней: огненный, холодный, муравьиный. А пантеон богов богаче греческого. В наших улигерах зашифрована народная философия, которая помогает осознать себя частью великой культуры. И если современная наука, объясняя разные сферы жизни, разделяет их на лоскутки, то древний бурят воспринимал мир в совокупности и целостности всех явлений, и это поражает.

Будучи ведущим художником Усть-Ордынского Национального центра народного творчества Анжелика Алсаткина многие годы систематизирует разрозненные традиции и верования западных бурят и постоянно изучает сохранившийся этнографический материал. В 2014 году художник целый год работала над реэкспозицией Усть-Ордынского национального краеведческого музея, что вдохновило ее на многие произведения.

– Прообразом работы «Хозяева огня» послужили куколки из фондов музея, символизирующие духов очага, которым дают угощение во время любого пиршества, – рассказала она. – Есть на выставке работа, посвященная покровителям Усть-Орды, а также хозяевам Шишкинских писаниц – царям сражений и войны. Им молятся, когда сыновья уходят в армию, а мужья уезжают в горячие точки или идут на госслужбу. Наши бабушки отмаливали своих сыновей во время Великой Отечественной войны.

Есть в экспозиции произведения, посвященные хозяевам природных угодий и даже представителям нижнего мира – всевозможным чертикам. Их старались задобрить, чтобы они не вредили человеку, кстати, эти зловредные духи выполнены Анжеликой Алсаткиной в виде войлочных скульптур.

– Каждая местность согласно нашим верованиям имеет своих покровителей, ведь все вокруг живое: тайга, озера, горы, – рассказала мастер. – Например, считалось, что перед тем как срубить дерево, нужно умилостивить хозяина тайги и обозначить, для чего ты его берешь. Кроме того, мы, скотоводы, отсюда и культ луговых женщин, которым посвящена одна из работ на выставке.

Увидеть всех персонажей бурятских легенд, которых создала Анжелика Алсаткина, можно до 2 октября.