Один день из жизни сельского учителя

Рудовская средняя школа по праву считается одной из лучших в Жигаловском районе. Она сотрудничает с Иркутским отделением ВГИКа, здесь работает краеведческий музей, а дети участвуют в этнографических и археологических экспедициях. Секрет успеха школы – в ее педагогическом коллективе. Накануне профессионального праздника мы решили лично познакомиться с рудовскими учителями.

Нечаянная встреча

Школа в Рудовке видна издалека. Сегодня это единственное двухэтажное кирпичное здание в некогда процветающем селе. Но здание выделяется не только размерами. Нарядный двор, засаженный цветами и кустарниками, расписанное таблицей умножения крыльцо, огромная надпись на фасаде, сделанная выпуском 2000-го года: «Мы будем жить в третьем тысячелетии!» – все говорит о том, что школу в Рудовке любят. С ней связаны у взрослых и у ребятни и будни, и праздники.

В коридорах тишина. Идут последние уроки. Рассматривая школьные плакаты на стенах, прохаживаемся по коридорам в ожидании перемены. Из приоткрытой двери с табличкой «11 класс» доносятся голоса. Ребята о чем-то спорят. Горячо, азартно, взахлеб. Спокойный голос учителя изредка вставляет реплики:

– А я считаю, Вера Николаевна была глубоко несчастна! Лучше бы она ушла от мужа к Желткову!

– Желтков ее боготворил, но не факт, что с ним бы героиня прожила счастливую жизнь. Любовь не может длиться долго! Мы даже у Бунина об этом читали, забыла?2C3A7659

Осторожно заглядываю в класс. На доске тема урока: Александр Куприн «Гранатовый браслет». За партами – четыре человека. Выходит, это они только что так яростно спорили? Интересно, кто их учитель? Приглядевшись, забыв о школьной этике, кричу: «Сашка!»

Сашка, по школьному Александра Владимировна Железникова, удивлена не меньше:

– Ты как здесь?

Не виделись с самого выпуска – 30 лет! Но я даже предположить не могла, что городская девочка, коренная иркутянка, дочь преподавателей политехнического института окажется в богом забытой деревне.

– Судьба, видно, так распорядилась, – смеется подруга. – Вышла замуж за егеря. Переехала в Заплескино. Это просто точка на карте. Когда я приехала, в деревне была всего пара домов. И коров научилась доить, и на тракторе пахать. Хозяйство держали большое, да и работы никакой другой не было.

Александра сумела добиться открытия в Заплескино начальной школы. Инициативу поддержало и районное руководство. Сначала в школу ходили всего два ребенка. Потом сюда стали привозить ребятишек из соседних деревень. Десять лет пролетело, как один миг. Подросли ребятишки, Александра перебралась в Рудовку.

– Не жалеешь, что стала селянкой? – любопытничаю я.

2C3A7671

– Ничуть. Знаешь: сельский учитель – особая каста, потому что учитель на селе – больше, чем учитель. В деревне жизнь иная, чем в городе. Сельский учитель – всегда на виду. Он и сосед, и наставник, и безусловный авторитет. При меньших возможностях он обязан дать больше знаний, причем не только в учебном плане, но и общечеловеческом.

– Александра Владимировна для нас настоящая находка, – вступает в разговор директор школы Юлия Богатова. – У нас показатели по русскому языку за девятый и одиннадцатый классы традиционно самые лучшие в районе.

Это и не удивительно. С ее-то университетской подготовкой!

– А почему ты никогда ни в каком конкурсе не принимала участия? Вон их сколько проводят: и на областном, и на федеральном уровнях…

– А работать когда? – парирует подруга. – Чем презентации всякие к конкурсам готовить, я лучше лишний раз с ребятами консультацию проведу. А их успехи для меня, поверь, намного важнее.

Домашняя атмосфера

Следующее знакомство – с преподавателем технологии и педагогом-психологом Ларисой Елисеевой. Как выяснилось, до Рудовской школы Лариса Александровна успела поработать и в Иркутске, и в районном центре.

– Вас-то каким ветром в Рудовку занесло? Тоже по семейным обстоятельствам? – интересуемся мы.

– Юлия Леонидовна пригласила. Как только она стала директором, учительский состав практически полностью обновился. У нас сейчас многие учителя из Жигалово работают. Да и детей оттуда же возят.

2C3A7932

– А почему и дети, и преподаватели предпочитают именно эту школу?

– Атмосфера у нас здесь особая – домашняя. Нам работать комфортно, а детям учиться. У нас ведь дети особенные. Наряду с обычными классами, есть коррекционный, плюс дети, проживающие в интернате. В основном все они опекаемые, из приемных семей. Их мы стараемся занять внеурочной деятельностью как можно плотнее. Они вводятся в социум через творчество, спорт, труд. На приусадебном участке выращиваем овощи, картофель. В столовой обеды всего по 15 рублей! Работает множество кружков: тестопластика, вязание, вышивка, квилинг, хореографический, резьбы по дереву. Наши ребятишки такие шкатулки делают, их на каждой выставке просто с руками отрывают! И потом, с точки зрения психологии, здесь работы непочатый край.

– Как вы считаете, авторитет педагога на селе по-прежнему силен?

– В сравнении с городскими детьми, сельские, как бы не были обделены в плане благ цивилизации, намного добрее и чище. Для них школа и дом культуры – два учреждения, которые в их жизни занимают центральное значение. Им ведь пойти больше некуда! Мы замещаем многим детям семью. Особенно интернатским. Небольшая школа – всего 77 учащихся, и маленькие классы подразумевают практически индивидуальное обучение. Ребенок выправляется социально, вовлекается в научную и спортивную работу, не испытывая при этом никакого дискомфорта.

В Рудовской школе работает множество спортивных секций: легкая атлетика, волейбол, футбол, даже русская лапта! Для малышей Лариса Александровна открыла кружок «Мастерилка», для ребят постарше – «Рукодельница». Нынче ребятишки организовали настоящее дефиле: связали 28 костюмов, а еще всевозможные украшения и аксессуары. И пусть некоторые из них не поступят в вузы, замечательными рукодельницами и мастеровыми они при таких учителях уже точно стали!

2C3A7986

По стопам краеведа

– Виктория Петровна Таюрская, в этом году она аттестовалась на высшую категорию, – представляет нам учителя истории и обществознания директор.

Стать историком Вика решила еще в пятом классе, как только оказалась на уроке у Галины Васильевны Бобковой. Тогда она твердо решила пойти по ее стопам. И не просто пойти, а продолжать дело заслуженного краеведа. Виктория Таюрская, например, добилась заключения договора с историческим факультетом Иркутского госуниверситета на участие рудовских школьников в этнографических и археологических экспедициях. Нынешним летом они ездили в деревни Воробьева и Усть-Илга, где исследовали старинную архитектуру и изучали топонимику местных названий. А в Качугском районе ребята помогали археологам в раскопках стоянки первобытного человека.

– В нашей школе работает научное объединение «Перспектива», – рассказывает учитель. – Сейчас мы заключаем договор с Иркутским отделением ВГИКа, у нас будет создан фотокружок. Мои дети уже давно ездят в экспедиции, теперь мы будем привозить не только записи, но и снимки.

Далее беседа продолжается в школьном музее.

– А вы знаете, почему наше село носит такое название? – хитро прищуривается Виктория Таюрская. – Существует такая присказка: «Ивашка Ондреев сын Рудой – крестьянин с рыжей бородой». Свое название село получило от первого поселенца – Ивашки Ондреева. А вот прозвище Рудой имеет две версии: рыжий и от рудника. Этот материал вы можете прочитать в книге Галины Васильевны Бобковой «Путь длиною в 350 лет», которую она издала в 2012 году к юбилею нашей Рудовки. И музей тоже она начала создавать. Посмотрите, у нас здесь столько уникальных вещей, которых вы точно больше нигде не увидите!

2C3A7991

В числе раритетов – мялка для конопли и ступа начала XIX века, множество монет времен Елизаветы Петровны и Екатерины Великой, орудия труда первобытного человека, есть даже чугунная вафельница, выпекая на которой лакомство, можно получить трафарет царского герба! Больше всего нас заинтересовали газеты – не копии, а оригиналы 1908, 1918-го, 20–30-х годов прошлого столетия.

– Вы понимаете, наш музей живой, все экспонаты обязательно используются и на уроках истории, и на уроках обществоведения. Они всегда находятся в работе, пополняются и обновляются, – с воодушевлением объясняет Виктория Владимировна. – Школьники, расспрашивая старожилов, не просто изучают жизнь наших односельчан, они с головой уходят в историю. Например, к 70-летию Победы мы открыли кулинарную экспозицию! Видите, здесь, рецепты супа из лебеды, морковного чая, варенья из одуванчиков. У детей войны спрашивали, как спасались от голода люди в тылу, как выживали. Это не просто сухие странички в учебнике, это реальная жизнь!