Учиться жить по средствам

Перед началом работы над бюджетом-2017 комитет по бюджету ЗС провел круглый стол, посвященный эффективности бюджетных расходов муниципалитетов. По словам председателя комитета Натальи Дикусаровой, нужно заранее выяснить, в какой финансовой помощи нуждаются муниципальные образования и как рационально они ее потратят.

Кто лучше управляет финансами

Как сообщила зам. регионального министра финансов Марина Загария, в своей оценке работы местных органов власти минфин в первую очередь ориентируется как раз на эффективное управление финансами, включая расширение доходной базы и оптимизацию расходов. Наиболее отличившиеся муниципалитеты получают поощрительные субсидии. И весьма немалые. Например, Усольскому району за умелое управление финансами выделено 19 млн рублей. В число победителей попал город Ангарск, Тулунский и Эхирит-Булагатский районы.

Денежными субсидиями поощряются и муниципальные образования, проводящие стратегию объединения своих территорий. Наиболее показательным в этом отношении является Ангарск, сумевший слить в один городской округ сразу четыре сельских муниципалитета и уменьшить в два с лишним раза расходы на содержание управленческого аппарата.

Заместитель министра отметила наметившуюся положительную тенденцию по выплате задолженности по бюджетным кредитам. При этом работа муниципалитетов по гашению задолженности учитывается при определении объема финансовой помощи из областного бюджета.

Распределение дотаций отдается районам

Сегодня, как и все последние годы, заботу по выравниванию бюджетов поселений берет на себя областное министерство финансов. Это было достаточно просто сделать, поскольку все они обладали одинаковым набором полномочий. Но недавно принятый областной закон «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» изменил картину. Согласно этому закону каждое поселение вправе выбрать для себя только те полномочия, на исполнение которых у него хватает сил и финансовых возможностей, а остальные передать на уровень района.

Минфину в этих условиях сложно рассчитать размер финансовой помощи для каждого поселения, и потому, как сообщила Марина Загария, подготовлен проект закона о межбюджетных трансфертах, по которому распорядителем областных дотаций становится район. По словам замминистра, районные администрации лучше знакомы с проблемами каждого поселения, поэтому логичнее, если такую помощь будут распределять они.

Сомнение в целесообразности такого нововведения выразила Наталья Дикусарова. Она аргументировала тем, что очень многие муниципалитеты выступают против предложенного законопроекта. Они опасаются, что деньги будут оставаться на уровне района, а не доводиться до муниципалитетов первого уровня.

Хотя Марина Загария заверила, что минфин будет ежемесячно отслеживать справедливое распределение средств и в случае необходимости поправлять районные администрации, сомнения у присутствующих не рассеялись. Как сказал зам. главы по экономике и финансам Хомутовского МО Алексей Иваненко, поселения обеспокоены не только тем, что не получат средств, но и тем, что у них нет понимания, на какие именно суммы поддержки они могут рассчитывать.

Эту позицию поддержала и исполнительный директор областной ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская. Было решено провести детальное разъяснение предлагаемых изменений на одном из заседаний ассоциации.

Нарушения, выявленные КСП

Хотя в Бюджетном кодексе отсутствует точная формулировка оценки эффективности расходования бюджетных средств, тем ни менее областная Контрольно-счетная палата, на которую возложена эта задача, уделяет этому вопросу большое внимание.

Как рассказала председатель КСП Ирина Морохоева, в числе наиболее часто встречающихся нарушений – ошибки при начислении заработной платы.

– Казалось бы, нет ничего проще: все нормативы по начислению зарплат разработаны министерством труда – только соблюдай их. Изменения могут вносить местные представительные органы, но зачастую такие нормативные документы отсутствуют. В порядке вещей начисление незаконных премий, надбавок, не оговоренных условиями труда. В отчетах одна штатная численность, а в действительности, как выясняется в ходе проверок, совсем другая.

Еще одно слабое место – муниципальные закупки.

– Максимальная цена контракта непонятно как просчитана, а шаг уменьшения совсем небольшой. В итоге очень редки случаи снижения первоначальной цены лота. К тому же практически не применяются штрафные санкции за просрочку сроков поставок.

Аудиторы отмечают динамику роста субсидий, направляемых бюджетным и автономным учреждениям, хотя они задумывались как организации, которые сами должны приносить доход. По мнению Ирины Морохоевой, муниципальные задания для таких учреждений должны быть составлены таким образом, чтобы это стимулировало их зарабатывать самостоятельно.

Территории делятся опытом

Пример умелого финансового управления демонстрирует Ангарск. Если в 2014 году он занимал 21-е место в рейтинге МО по эффективности использования бюджетных средств, то в минувшем году вышел на первое место, получив 24 млн рублей из фонда поощрения.

Эти успехи, как рассказала начальник комитета по экономике и финансам администрации Ангарского городского округа Ирина Миронова, стали возможны благодаря более жесткой финансовой политике. Во-первых, городские власти отказались от дорогостоящих коммерческих кредитов, заменив их более дешевыми бюджетными. Во-вторых, отменили льготы по земельному налогу для бюджетных учреждений, которые были вынуждены для уменьшения расходов провести инвентаризацию земель, отказавшись от лишних земельных участков. В-третьих, была оптимизирована сеть бюджетных учреждений.

Иркутский район, как рассказал зам. мэра района по экономике и финансам Игорь Жук, для сокращения расходов пошел по пути создания централизованной бухгалтерии, а также централизованного центра по муниципальным закупкам. Это помогло, с одной стороны, уменьшить штаты, а с другой – отобрать наиболее грамотных специалистов и выработать единые подходы к проведению торгов.

По мнению зам. главы администрации по экономике и финансам Хомутовского МО Алексея Иваненко, есть много путей наращивания доходного потенциала. Они, например, ведут тщательный учет имущества и в случае появления бесхозного немедленно оформляют его в муниципальную собственность с целью реализовать по выгодной цене. «Можно, конечно, экономить и за счет уменьшения заработной платы работников администрации, но вы рискуете растерять всех грамотных специалистов, которых на селе не так уж и много», – твердо убежден он.

По оценке старшего помощника прокурора области Ольги Борисовой, число выявленных нарушений по неэффективному использованию средств муниципалитетами, к сожалению, не снижается. Только в этом году уже выявлено 4 тыс. нарушений, по результатам которых были направлены протесты прокуратуры, а также инициированы обращения в суды.

Завершая обсуждение, Наталья Дикусарова предложила постоянно держать под контролем вопросы управления финансами, отслеживая и распространяя передовой опыт, накопленный муниципалитетами.