Семь друзей прапорщика Погореловой

Победителем межведомственных соревнований по национальным видам дрессировки служебных собак общерозыскного профиля, которые ежегодно проводятся в Иркутске, второй раз подряд стала кинолог ГУ МВД России по Иркутской области старший прапорщик полиции Ольга Погорелова.

Вместе со своей служебной собакой по кличке Лео она оказалась лучшей среди 18 кинологов различных, в том числе и правоохранительных ведомств Приангарья, блестяще преодолев такие этапы состязаний, как полоса препятствий, поиск и охрана вещей, задержание предполагаемого преступника, его конвоирование и другие.

Рокки

В марте 2006 года младший инспектор-кинолог Ольга Погорелова на служебной «Газели» выехала в центральный округ Иркутска на очередное задание. По информации дежурной части, которая поступила около получаса назад, неизвестные взломали несколько кладовок в подвале дома на улице Свердлова и вынесли все хранившееся там имущество жильцов, представляющее мало-мальскую ценность: стройматериалы, инструменты, варенья, соленья, кухонную утварь, цветной металл.

За 25 лет службы в органах внутренних дел прапорщику Погореловой десятки раз приходилось выезжать на подобные мелкие кражи, ставшие в конце 90-х настоящим стихийным бедствием для иркутян. Она видела горькие слезы бабушек, из сараев которых ночные воришки выгребли последние продукты. Вместе с Рокки, устроившимся сейчас между сиденьями на полу «Газели» и положившим морду на лапы, они раскрыли не одно подобное преступление и многим пенсионерам вернули их скарб.

Словно уловив ее мысли, овчарка скосила на хозяйку глаза. Это была уже вполне профессионально зрелая розыскная собака с приличным послужным списком. А еще пять лет назад Рокки бездомным худющим щенком попросту умирал от голода в одном из спальных микрорайонов города, выпрашивая очистки от рыбы возле местной пивнушки. Там его и подобрала Ольга.

…Выпрыгнув из салона машины, Рокки мгновенно преобразился, как это всегда бывало с ним перед выполнением привычной работы. В подвале дома, где в нос ударил затхлый запах кошек, мышей, старой одежды и каких-то химикатов, пес почти сразу уловил то, что было нужно: запах Чужого. Он плавал от одной кладовки к другой и струйкой уходил по ступенькам вверх, туда, где еще лежал клочьями на асфальте серый ноздреватый снег, так неприятно коловший подушечки лап.

Вынырнув из подвала, пес пересек детскую площадку во дворе, обогнул металлические гаражи, расписанные поклонниками граффити, безразлично миновал один за другим два подъезда ближайшей многоэтажки и остановился перед третьей дверью, обитой потемневшей от времени вагонкой. Оперативник, сопровождавший Ольгу и овчарку, едва уловимым движением отодвинул щеколоду, а когда они вошли в обшарпанный подъезд, Рокки деловито поднялся по лестничному пролету и вновь сел у двери, ведущей в боковую квартиру.

После нескольких звонков дверь открыл небритый верзила в вылинявшей тельняшке, недовольный вид которого красноречиво говорил о том, что его оторвали от любимого занятия. Увидев в проеме собачий оскал, он как-то суетливо попятился в комнату. Там, за столом, уставленным бутылками, банками и заполненными окурками консервными крышками, с картами в руках сидели еще четверо. Незваные гости положительных эмоций у собутыльников не вызвали. Трое из них вскочили со своих мест, но, услышав свирепый рык собаки и увидев «Макаров» в руках оперативника, вновь опустились на табуреты.

Тем временем Рокки бесцеремонно проследовал в соседнюю комнату, которую обитатели жилища превратили в склад краденых вещей и, остановившись возле пузатого медного самовара, значившегося в списке прочего похищенного имущества, внимательно взглянул на Ольгу, как бы вопрошая: «Мы это искали?»

IMG_9395

Рома

За время службы у кинолога Погореловой сменилось семь четвероногих помощников: Берта, Рокки, Рокки-2, Рома, Барс, Пума и Лео – все немецкие овчарки. Одни старели, умирали, их место в строю занимали другие. Как ни печально, но срок жизни служебной собаки намного короче обычной – сказывается значительный износ нервной системы в результате перегрузок.

– Они, как и люди, подвержены тем же болячкам, – чувствуется, что старший прапорщик серьезно изучила эту тему. – Также хворают от простуды, испытывают проблемы с поджелудочной железой, страдают онкологическими заболеваниями, зачастую в конце карьеры врачи констатируют у них слабость задних ног (моя собеседница сказала именно «ног», а не лап). Но особенно распространенный их профессиональный недуг – воспаление носоглотки как последствие рваного дыхания в ходе интенсивного бега при любой температуре и в любое время года. Поэтому медицинский контроль за собакой должен быть постоянным: УЗИ, рентген, прививки, лечение. К сожалению, в условиях питомника мы не всегда можем его обеспечить. Поэтому стараюсь беречь своих напарников, особенно когда им приходится идти по «длинному» следу. В этих случаях подключаем вторую собаку. Предельный срок службы овчарки – семь-восемь лет, а потом, как правило, ее списывают на заслуженный отдых. Жалко ли расставаться? Думаю, вопрос бестактный. Как расстаются с лучшими преданными друзьями?

…В конце июня 2013 года в Иркутске-II у дома на улице Сибирских Партизан было совершено жестокое убийство. У жертвы преступления кроме нанесенных многочисленных ножевых ранений было перерезано горло. Взяв след у тела погибшего, Рома потянул поводок в сторону дальних гаражей и нашел между старыми боксами несколько пятен крови. Не задерживаясь здесь надолго, он миновал парк, вышел на улицу Авиастроителей и уверенно направился к одному из жилых домов. Там собака обозначила дверь крайнего справа подъезда. На дверной ручке сотрудники следственно-оперативной группы также обнаружили бурые пятна. В квартире первого этажа, указанной четвероногим следопытом, сыщики застали подозреваемого, который еще не успел уничтожить свою окровавленную одежду и пожалел избавиться от охотничьего ножа с наборной рукояткой.

В другой раз зимним вечером Рома в составе оперативной группы выехал в лесной массив у деревни Плишкино. Была информация, что двое преступников совершили разбойное нападение на водителя такси, но тот оказал яростное сопротивление, и сообщники вынуждены были скрыться. Пока следователь опрашивал таксиста, его машина оставалась закрытой на том месте, где произошло нападение. Стояла темная морозная ночь. Оперативники, постукивая задубевшими ботинками по укатанной проселочной дороге, перекуривали, Рома крутился неподалеку.

– Вдруг я услышала, что мой пес как-то странно фыркает, – вспоминает кинолог. – На моей памяти подобный звук он издавал всего пару раз. Подойдя к нему, я увидела, что он нашел и выкапывает из-под снега какую-то картонку. При свете фонарика с удивлением убедилась, что это паспорт. Позже оказалось: документ, где стоял штамп с пропиской, выронил один из налетчиков, когда в спешке удирал с места преступления. Понятно, что с такой уликой найти подозреваемого для сыщиков было делом техники.

Если бы ее попросили дать характеристику своему напарнику, Ольга начала бы примерно так: «Предельно уверенно работает даже по «длинному» следу. Безошибочно выполняет приемы задержания условного преступника. Легко адаптируется в любых, самых непривычных условиях. По характеру – явно выраженный сангвиник без признаков возбуждения или торможения. Быстро переключается с одного задания на другое. Очень трудно вывести его из равновесия. В высшей степени общителен».

Это, последнее из перечисленных качеств Ромы проявилось, когда они вместе с хозяйкой отправились в отпуск и проехали полстраны на поезде. К концу поездки весь плацкартный вагон, который Рома сумел покорить и обаять своими многочисленными талантами, с восторгом делал со всеобщим любимцем сэлфи на память. Но особенно комфортно пес чувствовал себя на тусовках джиперов, куда его охотно брала Ольга на выходные.

IMG_8615

Пума

На вопрос о том, в каких условиях ей легче работать, Пума бы ответила, не задумываясь: «В сельской местности». Но ее служба всегда исключала режим наибольшего благоприятствования, поэтому «дождь и снег – любое время года» она научилась принимать если не благодарно, то как неизбежность. Пума никогда не заблуждалась на свой счет и знала, что ее «фишка» – выборка вещей (есть такой термин у кинологов). Кроме того, она безошибочно узнавала запах сгоревшего пороха, оружейного масла, могла в глубоком снегу или высокой траве отыскать стреляную гильзу, регулярно находила всевозможные аксессуары преступников: их маски-шапочки, кусачки, топоры, ломы, выброшенную в мусорные баки одежду. Был случай, когда она верхним чутьем прошла по маршруту угонщиков мотоцикла и вывела на них сотрудников полиции. У кинологов это считается фигурой высшего пилотажа СРС (служебно-розыскной собаки).

Однажды, идя по следу квартирных воров, забравшихся ночью в коттедж спящей семьи предпринимателей, ищейка внезапно потянула носом воздух, резко отклонилась от своего маршрута и устремилась на территорию ближайшего детского сада, чем вызвала недоумение проводника. Но чутье не изменило ей и в этот раз – за стенкой детской беседки Пума нашла то, что искала – две папки с крайне ценными для их владельцев документами, за которые она в знак благодарности от потерпевших получила в подарок добрую треть батона колбасы.

Больше всего Пума не любила и даже нервничала, если кто-нибудь нарушал место преступления, то есть когда потерпевшие до приезда опергруппы успевали затоптать, стереть или смыть с помощью какой-нибудь чистящей химической гадости все следы злоумышленников. В таких случаях люди, помешавшие работе, могли на себе ощутить не только раздражение экспертов-криминалистов, но и справедливое негодование Пумы.

Один из таких эпизодов в практике четвероногого следопыта произошел незадолго до окончания его службы. На бульваре Рябикова обокрали квартиру, находившуюся под охраной ЧОПа. Частные охранники, приехавшие раньше всех, успели затоптать в комнатах все следы «домушников» и теперь преспокойно ждали сыщиков на лестничной площадке. Пума, сразу понявшая, что место происшествия безнадежно нарушено, вышла на площадку, крепко сомкнула клыки на запястье одного из охранников и подвела его к руководителю опергруппы. Нерадивому секьюрити не оставалось ничего другого, как повиниться и признаться, что вместе с коллегой они, действительно, изрядно наследили в квартире.

P1010423

Лео

Вообще-то она девочка, но хозяйка почему-то зовет ее Левой. Только она не обижается. И не потому, что они вместе уже много лет, что обе заработали кучу блестящих медалей и кубков на всяческих конкурсах и соревнованиях, а потому, что их связывает не просто совместная работа, а настоящая крепкая дружба.

Признаться честно, ей не очень нравится, когда вместе с Ольгой приходится выезжать на эти самые конкурсы. Там всегда много шума, суеты, нервозности, высокомерных заносчивых собак, увешанных десятками медалей. Но раз это так необходимо, Лева сделает все, чтобы не подвести хозяйку.

Позади месяцы напряженной дрессировки: ненавистные высокие лестницы и скользкие бревна на полосе препятствий, знакомые четкие команды, проработка следа, выборка предмета или человека, задержание и конвоирование преступника, тесты, зачеты, короче, все то, что люди называют собачьей работой.

Во время выполнения своих функциональных обязанностей овчарка, которой скоро исполнится три года, всегда старается найти правильное решение даже в безнадежной ситуации. Так было и в ноябре прошлого года, когда они с кинологом выехали в деревню Куда Иркутского района, где из частного дома воры похитили дорогущую импортную бензопилу. Взяв след от окна дома, Лео миновала забор, через который перелез злоумышленник, пересекла пустырь, поднялась к асфальтированной дороге и вышла к площади у автозаправочной станции, где приезжие мужики обычно торгуют со своих микрогрузовиков дровами, стройматериалом, навозом, опилками и гравием. Сбыть по дешевке краденую вещь здесь легче всего.

На укатанной машинами площади, где в ноздри ударил резкий запах бензина, Лео поняла, что дальше она бессильна. Такое тоже не раз случалось с ней в ходе поиска. Овчарка виновато взглянула на проводника и, не очень уверенно подойдя к углу здания АЗС, подняла морду.

– То, что случилось дальше, одни называют мистикой, другие случайным совпадением, третьи говорят, что мозг собаки не способен выстроить такой длинный логический ряд, – вспоминает этот эпизод старший прапорщик Погорелова. – Спорить и возражать не стану. Что произошло, то произошло.

Проследив направление взгляда собаки, Ольга даже тихонько чертыхнулась:

– Видеокамера! Ну, конечно же, она должна была обязательно зафиксировать человека с баулом, появившегося со стороны пустыря! Ты, моя умница! – последняя фраза относилась уже к ее помощнице.

Отсмотрев видеозаписи, оперативники вскоре установили личность похитителя электропилы и задержали его.

…Лео давно привыкла к своим суточным дежурствам, после которых она устает, как собака, и потом отсыпается в уголке небольшой квартиры Погореловых. И снится ей огромный зеленый луг возле тихого озера, бегающие по траве ее веселые пузатые щенки, угли угасающего вечернего костра, у которого они вместе с хозяйкой провожают уходящее за горизонт круглое и теплое солнце. И тебе никаких погонь, никакой беготни.