Ольга Дик: Диабет – это образ жизни

Сахарный диабет (СД) – это заболевание, которое называют основной неинфекционной эпидемией XXI века. За последние десятилетия диабет заметно помолодел. Что нужно знать о детском диабете, рассказывает заведующая отделением эндокринологии Иркутской детской областной больницы, врач высшей категории Ольга Дик.

– Статистика заболеваний детским сахарным диабетом сильно не отличается от мировой. В России это заболевание распространено в северных регионах. В мире – в таких странах как Канада, Швеция, Финляндия, Норвегия. Еще один интересный факт – у детей монголоидной расы риск заболеть сахарным диабетом минимальный.

Сахарный диабет – это аутоиммунное заболевание. У детей обычно бывает диабет первого типа – это своего рода генетический дефект иммунной системы. Антитела разрушают клетки поджелудочной железы, которая вырабатывает инсулин, – гормон, который помогает глюкозе попасть из крови во все клетки организма. А глюкоза – это то самое «топливо», на котором работает организм. Если инсулина не хватает, то глюкоза полностью не используется, а сахар накапливается в крови, начинаются нарушения обмена веществ, возникают сбои в работе разных органов. При сахарном диабете инсулина не хватает, и больному ребенку приходится вводить его в виде препаратов. Именно поэтому первый тип диабета называют инсулинозависимым.

– Это правда, что диабет помолодел?

– Диабет коварен – он поначалу умело скрывается. Еще несколько лет назад пик заболеваемости диабетом у детей приходился на младший школьный возраст – 7–10 лет. 20 лет назад ребенок до года, болеющий диабетом, был исключением. Сегодня мы сталкиваемся и с неонатальным диабетом у новорожденных, который появляется в первые шесть месяцев жизни.

В областном государственном регистре на 1 января 2015 года числилось 535 детей от 0 до 14 лет, больных СД. В год в среднем заболевает 70 человек. В 2015 году впервые заболело 57 детей. За тот же период 2016 года – уже 78 человек.

– Что должно насторожить родителей?

– Диабет часто развивается после вирусной инфекции, она является последним толчком, который запускает скрытый процесс, доводящий до сахарного диабета. Часто диабет появляется вслед за гриппом, ОРВИ. Родители часто не замечают начала диабета, например, летом ребенок уезжает в лагерь или к бабушкам, за ним меньше присмотра, и симптомы диабета остаются незамеченными.

Классические признаки болезни – жажда, частое мочеиспускание, похудение при повышенном аппетите. Должны насторожить родителей также фурункулезы, ячмени, сухость во рту, изменение кожи, сонливость, апатия, чрезмерная усталость ребенка. Заметили нечто подобное? Не откладывайте визит к детскому эндокринологу. Особенно когда ваш ребенок относится к группе риска, я имею в виду наследственность.

– Но все же диагноз сахарный диабет для ребенка – это не приговор?

– Нет, конечно. Узнав о диагнозе, поставленном ребенку, родители испытывают шок. Но дети, страдающие этим заболеванием, получают прекрасное образование, заводят семью, рожают здоровых детей. Болезнью необходимо управлять. Прежде всего правильно лечить. У каждого ребенка своя сложная схема лечения, подобрать которую должен врач-эндокринолог. Суть терапии – в постоянном контроле над уровнем сахара с помощью глюкометра и подборе правильных доз инсулина.

Трудности больше связаны с родителями маленьких пациентов, когда пытаешься до них донести информацию, что заболевание на сегодняшний день не лечится, и ребенку придется пожизненно делать инъекции.

Дети с СД – такие же дети, только они более тщательно должны следить за своим здоровьем. Жизнь людей, больных диабетом, стоит на трех китах – правильное питание, инсулинотерапия, физическая активность.

У нас в отделении работает школа диабета. Мы учим детей и родителей рационально питаться, правильно рассчитать количество съеденных углеводов, соблюдать режим питания. Учим проводить самоконтроль при помощи глюкометра – аппарата для определения уровня глюкозы в крови в домашних условиях.

Учителя в общеобразовательной школе тоже должны знать особенности своих учеников, не надо делать из болезни семейную тайну. Если вдруг у ребенка упадет сахар, например, после физкультуры, это надо проконтролировать, дать ребенку стакан сладкого чая, сока, и уровень сахара подкорректируется.

– Что еще нужно знать родителям?

– В состоянии декомпенсации, когда у ребенка высокий уровень сахара, и родители с этим не могут справиться, необходимо лечение в стационаре. Каждый такой ребенок должен пройти раз в году полноценное обследование, обновить свои знания в школе диабета. Пообщаться с нашими психологами полезно детям и родителям.

На западе говорят: диабет – это образ жизни. Течение заболевания зависит от соблюдения режима, терапии. Диабет не является противопоказанием для занятий спортом, учебы в школе и вузе, путешествий.

Если в семье диабетом болеют родители или бабушки-дедушки – ребенку раз в год нужно проверять уровень сахара в крови, проводить так называемый тест толерантности к глюкозе.

Родителям больных детей нужно знать, что в их руках находится здоровье ребенка. Ведь диабет не зря называют семейным заболеванием. Ребенок в стационаре отлежал, дозу лекарств ему подобрали, он возвращается домой. А дальше 24 часа в сутки – работа мамы, всей семьи.

Если уровень сахара в крови постоянно поддерживается на цифрах, близких к норме, ребенок нормально растет и развивается. Однако родители всегда должны быть начеку: при диабете возможны различные осложнения, поэтому помимо эндокринолога ребенок должен находиться под наблюдением у окулиста, невропатолога, нефролога.

– Существуют ли новые методы лечения детского СД?

– Эндокринология развивается семимильными шагами. Мы 30 лет занимаемся этой темой и видим изменения. Сегодня на помощь больным пришли специальные шприц-ручки с инсулином, специальные детские иголки. Появились современные глюкометры. В обиход вошли инсулиновые помпы. Это дозатор инсулина, который подает его в организм в течение суток. У нас более 50 детей находятся на помпово-инсулиновой терапии. С каждым годом количество пациентов, которые используют помповую инсулинотерапию, увеличивается.

Благодаря улучшению качества инсулина за 20 лет у нас практически не случалось осложнений на почве диабета, за исключением редких случаев. Появились человеческие инсулины и их аналоги, и это стало прорывом в лечении заболевания. Наши больные дети стопроцентно получают генно-инженерный аналоговый инсулин.

Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт. Но можно стартовать сейчас и изменить свой финиш. Если ваши близкие все же заболели СД, не надо отчаиваться. Если заболевание появилось, значит, пришло время поменять что-то в вашей жизни. И менять надо только в лучшую сторону!