Публичные слушания бюджета-2017

Главная тема проходящей сегодня 44-й сессии ЗС – первое чтение бюджета на 2017 год и последующие два года. Но прежде чем предстать перед депутатами, он прошел обсуждение на публичных слушаниях, инициированных комитетом по бюджету Законодательного Собрания под председательством вице-спикера Натальи Дикусаровой. В них приняли участие депутаты ЗС, члены областного правительства, представители органов местного самоуправления и общественных организаций.

Из чего складываются доходы

После годового перерыва область, как и вся Российская Федерация, возвращается к трехлетнему бюджетному планированию. Это позволит, как объяснила областной министр финансов Наталия Бояринова, снизить уровень неопределенности в применении механизмов и принципов реализации бюджетной политики, обеспечит большую возможность экономического прогнозирования.

Спад промышленного производства, наблюдающийся в течение последних лет, и довольно скромные цифры прогноза социально-экономического развития на ближайшее время вынудил при разработке проекта бюджета-2017 придерживаться консервативного варианта роста доходного потенциала.

Но на размеры доходов, как сообщила министр финансов, скажутся не только экономические факторы, но и планируемые изменения в налоговое законодательство. В первую очередь, перераспределение 1% налога на прибыль в пользу федерального бюджета. Эти деньги, как объявлено, пойдут на поддержку наименее обеспеченных регионов. Поскольку Иркутская область к таким регионам не относится, значит, изъятые средства назад не вернутся. А средства это немалые, порядка 2,1 млрд рублей.

Как известно, приятным подарком для субъектов РФ стало зачисление 100% акцизов на нефтепродукты в местные дорожные фонды. Но радость была недолгой – уже в июне доля отчисляемых акцизов снизилась до 88%. И это, как выясняется, не предел. В проекте закона, внесенного на рассмотрение Госдумы, предлагается снизить эту долю до 61,7%, а к 2019 году довести до 60,2%. Это грозит областному бюджету потерей более чем 2 млрд рублей.

Негативно скажется на доходной части бюджета и продолжение реализации так называемого налогового маневра. Его третий этап в 2017 году приведет к уменьшению налога на прибыль. Ожидаемые потери – примерно 800 млн рублей, а в последующие два года они могут возрасти до 1,1 млрд рублей.

Покушением на доходную часть бюджета стал и рассматриваемый Госдумой проект федерального закона о снижении ставок по налогу на имущество для железнодорожных путей и связанных с ними сооружений. В случае его приятия областной бюджет недосчитается более 200 млн рублей.

С учетом всех этих негативных тенденций доходы бюджета на 2017 год определены в размере 101 млрд рублей. Но это не окончательная цифра, поскольку неизвестен объем дотаций из федерального бюджета. Финансовая помощь регионам будет распределяться Госдумой только в декабре, в ходе второго чтения проекта федерального бюджета.

Приоритеты расходной части

Формирование бюджета, как заявила Наталия Бояринова, основывается на апробированном принципе программно-целевого подхода. Практически все финансовые средства распределены между 17 госпрограммами.

– Деньги, – подчеркнула министр, – будут направляться только при условии выполнения индикативных показателей, с достижением общественно значимых результатов. В первую очередь на выполнение социальных обязательств перед населением области.

Все бюджетные ассигнования, направляемые на ежемесячные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, имеющим статус детей войны, правительство проиндексировало на прогнозируемый размер инфляции в 4%.

Кроме того, предусмотрены средства на реализацию двух новых мер социальной поддержки, которые вступят в действие с будущего года. Это предоставление ежегодной выплаты для многодетных семей по подготовке детей к учебному году и денежной компенсации расходов для отдельных категорий многодетных малоимущих семей по найму жилых помещений.

Под особым контролем правительства находится обеспечение специализированным жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На эти цели в нынешнем году было выделено 300 млн рублей. Губернатором принято решение об увеличении этих расходов в будущем году почти до 500 млн рублей. Еще 386 млн рублей поступит из федерального бюджета.

Бюджет по-прежнему остается социально ориентированным. Львиная часть доходов – 78,5 млрд рублей, или более 71% – направляется в социально-культурную сферу.

Бюджетные инвестиции

Несмотря на ограниченность финансовых ресурсов, в проекте бюджета предусмотрены и бюджетные инвестиции в размере более 8 млрд рублей. В первую очередь, как сообщила Наталия Бояринова, они будут направлены на капремонт и строительство инфраструктуры учреждений образования, здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства, жилищного строительства.

Чтобы успеть реализовать в полной мере указ президента РФ о переселении до 1 сентября 2017 года всех граждан из ветхого и аварийного жилья, на эти цели выделяется 2,1 млрд рублей. Идя навстречу пожеланиям депутатов, правительство направляет в следующем году 643 млн рублей на капитальный ремонт учреждений всех отраслей социальной сферы.

– Оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям, – рассказала министр финансов, – как и прежде, будет осуществляться посредством предоставления дотаций и субсидий на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, дотациями на сбалансированность и субсидиями за эффективность.

Как выяснилось, межбюджетные отношения подверглись весьма существенной корректировке. Если раньше расчетом необходимой финансовой помощи поселениям области занимался минфин, то с будущего года эта обязанность передается районам. В каждом из них создается фонд финансовой поддержки поселений. По мнению финансистов, на местах проще определить размеры необходимых поселениям дотаций.

Как заявила в заключение Наталия Бояринова, проект бюджета достаточно непростой, а по отдельным направлениям даже жесткий.

– Но он адекватен тем финансовым ресурсам, которыми на сегодняшний день мы с вами располагаем, и позволяет выполнить все полномочия.

Предложения и рекомендации

В ходе обсуждения проекта бюджета-2017 был высказан ряд предложений. По мнению исполнительного директора областной ассоциации муниципальных образований Зои Масловской, выделяемых на будущий год 300 млн рублей на продолжение реализации проекта «Народные инициативы» недостаточно. Необходимо еще 200 млн рублей, что позволит подключиться к проекту не только сельским поселениям, но и муниципальным районам.

Ее поддержала вице-спикер Наталья Дикусарова, отметив, что проекты «Народные инициативы» и «Модельные дома культуры – Приангарью» давно стали визитной карточкой Иркутской области. Спикер Сергей Брилка подчеркнул, что эти проекты являются приоритетными, поэтому к обсуждению их финансирования необходимо вернуться после того, как пройдет второе чтение законопроекта о федеральном бюджете и будет определен объем дотаций для Иркутской области.

По мнению депутата ЗС Владимира Новожилова, в бюджете заложено недостаточно средств на развитие здравоохранения. Министр финансов согласилась, что программа госгарантий не в полной мере обеспечена теми финансовыми ресурсами, которые хотелось бы иметь для предоставления качественной медицинской помощи во всех муниципальных образованиях.

– Но вы должны понимать, что у нас дефицитный бюджет. Ресурсов недостаточно. Даже на реализацию таких первоочередных задач, как майские указы президента в части повышения зарплаты работникам бюджетной сферы, не хватает пока более миллиарда рублей.

Отвечая на вопрос об объеме инвестиций, привлекаемых из федерального бюджета, заместитель председателя областного правительства Антон Логашов рассказал, что в этом году их объем составил более 9 млрд рублей. Они были направлены на сооружение очистных сооружений на правом берегу Иркутска, полигона твердых бытовых отходов в Казачинско-Ленском районе и строительство котельной в Свирске. Реализация этих проектов будет продолжена и в следующем году.

Все предложения и рекомендации, как заверила Наталья Дикусарова, завершая публичные слушания, будут направлены в региональное правительство.