Алло, мы ищем бренды

В Иркутске прошла международная ярмарка франшиз

В Иркутске прошла первая Международная байкальская ярмарка франшиз BAIKALBREND-2016. В ней приняли участие около 30 российских и региональных компаний. Предприниматели могли не только познакомиться с успешными брендами, но обсудить практические вопросы по выбору или созданию франшиз, узнать условия поддержки малого и среднего бизнеса.

Для развития экономики страны…

Что собой представляет франшиза? Это договор с крупной корпорацией, имеющей свой бренд. То есть человек берет в бессрочную аренду торговую марку компании и получает право на ее использование в своем регионе.

Франчайзинг очень распространен во всем мире, оборот таких компаний в прошлом году составил около 4 трлн долларов, только в одном Китае работает пять тысяч франчайзинговых компаний.

Свою эффективность и надежность эта модель уже доказала и в нашей стране. Так, к примеру, в России до 85% бизнеса, открытого по франшизе, сохраняется даже в кризисные годы. Хотя по общему количеству франчайзеров мы отстаем. В настоящее время в России создано около 1300 франшиз, из них активны около 700. По договорам франчайзинга работает около 50 тыс. компаний, это более 500 тыс. рабочих мест.

Именно франчайзинг, как считают эксперты, может стать драйвером для малого бизнеса.

IMG_3200_resize– В результате развития франчайзинга регион получит не только новые рабочие места, но и повышение экономической грамотности населения, увеличение инвестиционной привлекательности, – подчеркнула президент Российской Ассоциации Франчайзинга Агнесса Осипова. – Франчайзинг стимулирует добросовестную конкуренцию, упрощает внедрение инновационных технологий и повышает прозрачность бизнеса и собираемости налогов.

Наиболее востребованными традиционно являются франшизы компаний розничной торговли, сетей общественного питания, в том числе фаст-фуд, обслуживание бизнеса. Однако в последнее время, как говорит Агнесса Осипова, структура меняется, все более популярными становятся франшизы сферы услуг, в том числе медицинских, образовательных, туристических. За рубежом, кстати, с интересом присматриваются к российским франшизам, это видно по международным выставкам. Особенно от России ждут продуктовых франшиз.

…и для собственного роста

Создавать франшизу полезно любому бизнесу, вне зависимости от того, планирует ли предприниматель продавать ее в дальнейшем, уверен президент «Emerson Consulting Group» (Красноярск) Дмитрий Магировский:

– Это не просто модный тренд, это инструмент развития и даже требование рынка, в скором времени для компании будет просто странно не иметь франшизу, ведь именно разработка этого пакета позволяет владельцу компании изнутри увидеть механизм работы бизнеса, систематизировать все внутренние процессы, производственную систему, работу с персоналом, порядок привлечения клиентов.

– Но франшиза – это не готовый бизнес, – предостерегает начинающих предпринимателей региональный директор ПАО «Промсвязьбанк» Александр Логунов. – Финансовые институты готовы поддержать предпринимателей, но, как и любой другой бизнес-проект, план работы по франшизе тоже должен быть детально просчитан.

Иркутские франшизы

В Иркутской области есть несколько собственных достаточно успешных франчайзинговых проектов, и некоторые из них уже вышли за пределы региона. В их числе сеть пабов Harat’s (ООО «Альянс Ресторанс»), которая включает в себя заведения не только в Иркутске и России, но и в Казахстане, Китае и Хорватии, в том числе 50 по франшизе.

В сегменте розничной торговли в Приангарье свои франчайзинговые сети развивают бренды «Янта» (ГК «Янта), «Белоречье» (СХ ПАО «Белореченское»), «Хлеб-Соль» (компания «Слата»). В достаточно редкой для франчайзинга девелоперской сфере работает франшиза компании «Хрустальный» по строительству коттеджных поселков.

Предприниматели, заинтересовавшиеся той или иной франшизой, обращаются в банк за финансовой поддержкой, но пока не так часто, как хотелось бы, отметил Александр Логунов. Безусловно, подобные инвестиции считаются достаточно рискованными, и многие из них финансировались через венчурный (сейчас инвестиционный) фонд банка. При этом проекты, которые поддерживаются областным гарантийным фондом, могут быть кредитованы по более низкому проценту.

– Иркутская область нуждается в том, чтобы как можно больше интересных франшиз зашли в регион, и рынок услуг, торговли становился более цивилизованным. Для этих целей есть финансовые институты и инструменты, – сказал Александр Логунов.

В рамках ярмарки франшиз министерство экономического развития Иркутской области и Российская Ассоциация Франчайзинга подписали соглашение о сотрудничестве.

Региональные власти и РАФ договорились о взаимодействии в консультировании предпринимателей, обмене опытом, получении дополнительной информации о мерах поддержки направлений франчайзинга в области.

– Вместе мы сможем разработать новые пакеты, создавать общие ресурсы, получать информацию и позиционировать Иркутскую область на федеральных сетевых ресурсах, – пояснили в министерстве экономического развития.

– Мы на экспертном уровне оценим те франшизы, которые могут быть интересны, прибыльны в Иркутской области, жизнеспособны для дальнейшего продвижения за пределами региона, поможем в разработке таких пакетов, – отметила президент ассоциации Агнесса Осипова.