Организацию пассажирских автоперевозок обсудили на муниципальном часе

16 декабря в ходе 46 сессии Законодательного Собрания Иркутской области прошел муниципальный час «Об организации на территории Иркутской области перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам», участие в котором приняли председатели дум города Ангарска, Зиминского и Усть-Удинского районов. 

Председатель думы Ангарского городского МО Александр Городской в своем докладе подробнее остановился на вопросах организации пассажирских перевозок для льготных категорий граждан и напомнил, что с 2015 года на территории городского округа был реализован пилотный проект поэтапного внедрения электронного социального проездного билета для реализации прав на льготный проезд отдельных категорий граждан. Такие билеты получили более 28 тыс. граждан. В целом, по его словам,  отмечается положительный эффект от реализации пилотного проезда, вместе с тем он высказал ряд предложений. В частности, было предложено продумать механизм организации льготного проезда для сопровождающих инвалидов лиц, снять ограничение на количество поездок, рассмотреть возможность введения единой на территории всей области и для всех видов транспорта льготной транспортной карты.

В свою очередь председатель думы Зиминского района Владимир Ваньков сообщил, что у них в районе все жители платят за проезд в связи с отсутствием муниципального транспорта. Транспортное обслуживание населения ведут индивидуальные предприниматели, а транспортная логистика, по словам председателя думы, имеет значительные недостатки. Сложившаяся ситуация привела к организации транспортного обслуживания населения только по рентабельным маршрутам, перевозчиками игнорируются необходимые для удовлетворения нужд населения, но непривлекательные с экономической точки зрения маршруты. В связи с этим было предложено рассмотреть возможность дотирования пассажирских перевозок по убыточным маршрутам из областного бюджета.

По информации председателя думы Усть-Удинского района Людмилы Соколовой, в их территории ситуация с организацией пассажирских перевозок обстоит еще хуже.

─ Это одна из болевых точек нашего района, и вопрос о пассажирских перевозках – один из самый задаваемый на всех сходах и на всех встречах с населением района, – отметила она.

Всего в реестре автобусных маршрутов внутрирайонного сообщения в Усть-Удинском районе 10 маршрутов. На основании заключенных договоров перевозки осуществляет один перевозчик по одному маршруту – Балаганск-Усть-Уда. В четырех муниципальных образованиях района (Ключинское, Аносовское, Аталанское, Подволоченское) из-за отсутствия подъездной автодороги и категорированной автодороги администрация района не в состоянии организовать автобусные маршруты. Сейчас автотранспортное сообщение с тремя из этих муниципальных образований осуществляется по зимнику, обслуживаемому Дорожной службой Иркутской области.

─ Есть маршруты, которые наши перевозчики заняли и осваивают. Например маршрут Усть-Уда–Игжей. Расстояние небольшое – 16 км, участок дороги – неплохой. Приехали в районный центр, и уехали назад. Цена тоже всех устраивает – 100 рублей в один край. А вот, например, до Средней Муи расстояние 100 км. Вместо дороги – просто направление, а цена проезда 250 рублей. Перевозки осуществляются по принципу «хочу еду, хочу нет». Чтоб сократить расстояние – едут по льду. Начинаем закручивать гайки – вообще никто не выходит в рейс. Говорят – невыгодно, с каждой поездки по таким дорогам – пробитые колеса, – рассказала Людмила Соколова.

По мнению уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина, нужно рассматривать вопросы организации пассажирских перевозок и ремонта и строительства дорог комплексно. А также он попросил детально рассмотреть вопросы организации условий перевозок маломобильных групп населения. Депутат Законодательного Собрания Александр Балабанов высказал предложение, касающееся обеспечения территорий особым транспортом – судами на воздушных подушках, что позволило бы быстро и безопасно осуществлять внутрирайонные перевозки.

─ В рамках муниципального часа мы послушали информации от представителей трех разных территорий и видим, что ситуации везде абсолютно разные – в одном МО перевозчики активные, а в другом даже дорог нет, – отметил спикер областного парламента Сергей Брилка. – То, что происходит в ряде территорий, когда жители вынуждены платить по 400-500 рублей, чтобы добраться до больницы в районном центре, можно назвать гражданским терроризмом, это неприемлемо. Сегодня понятно одно – мы обязаны обеспечить нормальные, безопасные, регулярные пассажирские перевозки. Нужно брать конкретный район и детально рассматривать ситуацию. При этом, конечно, нужно учитывать, что возможности муниципальных образований в решении данных проблем крайне ограничены в связи с высокой дотационностью местных бюджетов.

По итогам обсуждения парламентарии приняли проект постановления, в котором были отражены все прозвучавшие в ходе муниципального часа предложения и рекомендации. Как сообщила председатель комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко, тема организации пассажирских перевозок неоднократно обсуждалась на различных площадках и продолжает оставаться на контроле депутатского корпуса. По поручению Сергея Брилки комитет вернется к данным вопросам в первом квартале 2017 года для разработки программных мер по улучшению ситуации.