Тему регулирования тарифов в сфере ЖКК обсудили на круглом столе в Заксобрании

26 декабря под руководством председателя комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области Ольги Носенко прошел круглый стол на тему «Реализация государственного регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса в Иркутской области».

─ Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства одни из самых злободневных для населения, и около 30 % обращений граждан касается именного этого, – отметила Ольга Носенко, открывая заседание круглого стола. – Больше всего волнуют вопросы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги. Сейчас среднестатистическая семья тратит от 12 до 30 % семейного бюджета именно на оплату коммунальных услуг.

По словам председателя комитета, вызывает тревогу и то, что сегодня износ основных фондов ЖКХ составляет от 50 до 80 % и, как следствие, поскольку мер по оздоровлению хозяйства практически не принимается, растет количество аварий. И это не смотря на то, что в тарифы уже заложено в том числе и финансирование инвестиционных программ. Ольга Носенко подчеркнула, что государственное регулирование тарифов в сфере ЖКХ позволяет обеспечивать баланс интересов поставщиков услуг и потребителей, то есть позволяет позаботиться о доступности услуг для населения без ущерба ресурсоснабжающим организациям.

В своем докладе руководитель службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин рассказал о динамике увеличения тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Так, тариф с 0,82 рублей в 2014 году вырос до 0,97 рублей в 2016 году, при этом продолжая оставаться самым низким в Сибирском федеральном округе. Самым высоким в СФО является тариф на электроэнергию, установленный в Республике Алтай, ─ 4,63 рубля. Тариф на тепловую энергию в среднем по Иркутской области вырос с 990, 86 рублей в 2014 году до 1064,22 рублей 2016 году и также является самым низким в СФО.

Отдельно руководитель службы остановился на таком показателе, как предельный индекс изменений размера оплаты гражданами коммунальных услуг. Максимальная плата граждан по совокупности всех коммунальных услуг не должна превысить с 1 июля соответствующего года 7,1 % по отношению к платежкам гражданина в декабря этого же года. Превышение данного индекса служит поводом для проверки со стороны службы по тарифам или службы жилищного надзора, консультацию по этому поводу также можно получить по горячей линии службы. Вместе с тем, Александр Халиулин заметил, что по инициативе муниципальных образований размер данного предельного индекса может быть увеличен, для этого органам местного самоуправления необходимо направить соответствующее обращение губернатору, а также обосновать свои предложения конкретными расчетами, показывающими, на что будут направлены дополнительно полученные средства. Также необходимо провести разъяснительную работу с населением. Например, в Свирске сейчас данный показатель составляет 15 %, а в Усть-Илимске – 9,05 %, таким же путем пошли еще два муниципалитета – Шелехов и Бубновское МО Киренского района.

Заместитель мэра района по муниципальному хозяйству Усольского района Андрей Константинов заметил, что убедить жителей сельских территорий в необходимости больше инвестировать в жилищно-коммунальное хозяйство довольно сложно, так как сегодня тарифы в районе больше, чем в городе. Так, если в Усолье-Сибирском Гкал тепловой энергии стоит 700 рублей, то в районе – 2500 рублей, тариф на водоснабжение в городе составляет 20 рублей за куб. метр, а в районе – 45 рублей.

─ Реализация инвестпрограмм закладывается в тарифы, однако, в этом году имела место ситуация в Вихоревке Братского района, когда в городе был фактически сорван отопительный сезон, – заметила Ольга Носенко.

По словам и.о. министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Сергея Малинкина, не смотря на то, что в тарифы закладывается реализация инвестпрограмм, есть масса внешних факторов, влияющих на положение коммунальных предприятий. В Иркутской области более 40 % предприятий жилищно-коммунальной сферы являются убыточными, строить эффективный бизнес в коммунальном секторе крайне сложно. Например, проблемой одной из инвесторов в Киренске, является то, что в тарифе учтена одна цена на топливо, тогда как сейчас на рынке она гораздо выше. Сергей Малинкин также отметил, что важнейшей является задача по сокращению размера субсидий из областного бюджета на компенсацию выпадающих расходов регулируемых организаций. Так, еще несколько лет назад объем данных субсидий составлял порядка 1 млрд рублей, в этом году область перечисляет уже 3,1 млрд рублей.

Комментируя ситуацию в Вихоревке, Александр Халиулин рассказал, что сегодня там действует тариф, установленный в отношении теплоснабжающей организации «Вихоревское управление», а новая, работающая там компания «Тепловые сети», не обратилась за установлением тарифов. При этом, как подчеркнула представитель прокуратуры, предприятие, не имеющее собственных тарифов, не имеет право на получение компенсации выпадающих доходов.

Отвечая на вопросы парламентариев о том, как реагирует региональная структура на нарушения, а также на вопрос заместителя председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС Дмитрия Ершова по поводу отслеживания реализации инвестиционных программ в территориях, Александр Халиулин заметил, что, в основном, сигналы должны поступать от муниципалитетов. Он также подчеркнул, что служба открыта для конструктивного диалога со всеми участниками этого процесса – руководителями предприятий коммунального комплекса, главами муниципальных образований и населением.

Завершая обсуждение, председатель комитета Ольга Носенко предложила Ассоциации муниципальных образований Иркутской области вернуться к рассмотрению отдельных проблем, обозначенных в ходе данного круглого стола, в рамках работы соответствующей секции Ассоциации, а также добавила, что ряд вопросов парламентарии возьмут под контроль.