Фермерский прорыв

В Слюдянском районе создается первое крупное КФХ

На форуме предпринимателей в Слюдянском районе впервые была вручена необычная награда – «Прорыв года». Ее обладателями стали руководители КФХ «Казачье подворье» Евгений Былинский и Сергей Анциферов из деревни Быстрая. Недавно корреспонденты «Областной» побывали в гостях у фермеров, которые планируют развивать агротуризм, помогать инвалидам и трудным подросткам.

Потомственные казаки

Дорога от Култука до фермы занимает всего 20 минут. За это время едва успеваем познакомиться с хозяевами, которые везут нас до своих владений.

– Я – Евгений Былинский, рядом мой друг Сергей Анциферов, – представляется водитель внедорожника. – Хозяйство мы организовали всего полгода назад – в конце июня 2016 года, назвали «Казачье подворье». Расположились на окраине деревни Быстрая в местечке Анчук, названном так по фамилии бурята-старожила. Администрация Слюдянского района нам выделила 20 га земли. Работу начали с уборки территории. Там была огромная свалка, и бурьян стоял выше человеческого роста. Расчистили пруд, вывезли мусор, потом потихоньку стали перевозить животных и технику. Пока перевезли только малую часть – везти, по сути, еще некуда.

2C3A7354 копия

– А почему ваше подворье называется казачьим?

– Так мы же оба потомственные казаки, – присоединяется к разговору Сергей. – Евгений к тому же – реестровый казак, приписанный к Шелеховскому казачьему войску, работает в охране лесов. У них соглашение с лесным хозяйством по предотвращению незаконной вырубки и отслеживанию пожароопасной ситуации. Еще заключен договор с управлением по охране животного мира. Здесь же заказник, вот мы и смотрим, чтобы не было браконьеров.

– И часто удается задерживать нарушителей?

– В 2015-м работали в Боханском районе, так было около 200 задержаний, в 2016-м всего около 50. В Слюдянском районе в этом плане порядка больше, люди любят землю, на которой живут.

«Отступать некуда, позади Быстрая»

Друзья рассказывают, что до того, как заняться фермерством, их жизнь была весьма далека от крестьянского труда. Евгений – профессиональный военный, служил в элитных войсках – спецназ ВДВ. Не единожды бывал в горячих точках: Чечня, Дагестан, Таджикистан… После того, как его комиссовали по ранению, решил вернуться на родину – в Быстрой он родился, учился, отсюда же после школы уехал поступать в военное училище. Сергей – профессиональный строитель. Ему тоже довелось немало помотаться по свету. Устав от городской суеты, решил пожить на природе: выращивать экологически чистую продукцию – без добавок и химии, для себя, своей семьи, друзей и знакомых, которых у него немало.

2C3A7255

На вопрос, не страшно ли было браться за незнакомое дело, мужчины только усмехаются:

– Было бы страшно, не начинали бы. Не можем пока только разобраться с налогами. Еще ничего не успели наработать, а уже из налоговой приходит бумага – оплатите 12 тыс. рублей. За что, спрашивается? У нас весь баланс по нулям! Доходов никаких, а штрафы уже наработали! И волокита с документами сумасшедшая. Чтобы получить какую-нибудь дотацию, надо собрать столько бумажек, что пока собираешь, тебе уже ничего не надо от государства! Но все равно это мелочи. Вот грамоту от администрации Слюдянского района получили «Прорыв года». Раз дали – будем прорываться. Как говорится, отступать некуда, позади Быстрая!

Привет из СССР

«Казачье подворье» выглядит весьма скромно. Крепкий добротный дом для работников, сарай, банька, небольшое помещение для животных, в сторонке несколько видавших виды тракторов и грузовых машин – вот, пожалуй, и все.

– Более 20 лет эта площадка находилась в запустении, а раньше здесь размещалось подсобное хозяйство одного золотодобывающего предприятия, – вводит нас в курс дела Евгений. – Вот эти стены остались от старого свинокомплекса. Рядом мы обнаружили скважину. Все про нее давным-давно забыли, а мы нашли, прочистили – настоящий подарок, просто привет из СССР получился! На месте свинокомплекса к лету построим новую ферму голов на 100 КРС, хотим развести симменталов, а неподалеку будут теплицы. Одна 12 на 50 м, вторая – 6 на 20. Навоза, по крайней мере, даже сейчас уже хватает не на одну теплицу!

Как выяснилось при более детальном осмотре, живности в хозяйстве, как в библейском ковчеге – «каждой твари по паре»: свиньи, бараны, утки, куры, лошади, коровы… Евгений с гордостью показывает своих первых питомцев: поросят – помесь домашней хавроньи и дикого кабана. Говорит, что в планах довести поголовье такой обновленной породы до 700 штук.

2C3A7267 копия

– Дикий кабан скрещивается с домашней свиньей, получается особь, которая не требует домашнего содержания, – рассказывает новоявленный селекционер. – Она устойчива к болезням и неприхотлива в содержании. Кабаны будут жить в клетках, а их потомство – уже на воле. Мы и болотце неподалеку для этих целей расчистили. Кормов в этом случае потребуется гораздо меньше, ведь в природе дикие свиньи сами себе находят пропитание.

Кроме полудиких поросят есть в хозяйстве и другие не совсем привычные для нашего региона животные. Курдючные бараны, например, которых привезли из Узбекистана, и крупные домашние утки – уроженки Башкирии. Евгений объясняет такой выбор далеко идущими планами. У курдючных баранов, например, ценится не только вкусное мясо, но и шерсть, которая идеально подходит для производства продукции. Ее можно мыть, сушить, она шелковистая и легко подвергается обработке. Из нее, к примеру, получатся прекрасные одеяла, которые составят конкуренцию верблюжьим из Монголии. Надо только открыть пошивочный цех.

От «Зарницы» до военных квестов

Вообще, планов у друзей громадье: построить убойный цех, коптильню, цех по переработке мяса и молока, заняться агротуризмом, включающим общение взрослых и маленьких горожан не только с домашними животными, но и с лесными, возвести небольшую этнодеревню, в которой были бы представлены народные ремесла и быт разных народов сибирского села, помогать инвалидам. Эта тема у фермеров, между прочим, одна из центральных. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата они надеются организовать бесплатные занятия по иппотерапии, взрослых – трудоустроить, например, в том же пошивочном цехе или в будущих мастерских. А еще они хотят заняться перевоспитанием трудных подростков.

2C3A7359 копия

Как бывший военный, Евгений берется организовать для любителей экстремального туризма «тропу выживания», игры по типу «Зарницы», сплавы по Иркуту от одного дня до нескольких и разные военные квесты.

– Такие игры проводятся во многих регионах страны, а у нас только начинаются, – делится планами Евгений. – Скажите, какой мальчишка или взрослый мужик откажется побегать по тайге, пострелять из автомата, посоревноваться в ловкости, поскакать верхом? И на разные глупости отвлекаться не будет времени! И этнические деревни, уверен, тоже будут пользоваться спросом. Я был в подобном месте в Екатеринбурге – здорово! Там, например, можно попробовать блюда разных национальных кухонь, купить изделия мастеров, научиться какому-нибудь ремеслу. Мы тоже хотим сделать нашу ферму открытой для посещений. Упор, конечно, будет сделан на традициях казачества.

– Молоком, мясом и овощами впоследствии хотим снабжать школы и детские сады, – подхватывает Сергей. – Слюдянский район остро нуждается в своем производстве натуральной продукции. Когда построим убойный цех, можно будет принимать мясо не только у своих односельчан, но даже из Тункинской долины.

– Вы думаете, все задуманное вами осуществится?

– Конечно. У нас уже есть своя коптильня. Коптим рыбу, кто ее хоть раз попробовал, уже у других не покупают. Все только натуральное, никакого жидкого дыма мы не используем. Разумеется, хотелось бы расширяться. Нам надо еще не меньше 100 га земли, чтобы и картофель посадить, и зерновые для корма скота, и теплиц побольше построить… Сейчас электроэнергию к себе заведем и начтем полномасштабное строительство.

– Отечеству мы уже послужили, теперь предстоит работать на земле: пахать, сеять, растить и воспитывать детей. У всех сегодня есть возможность работать и зарабатывать. Разница в том, что кто-то на самом деле хочет работать, а кто-то просто берет себе кредиты и ничего не делает. Так вот – мы не из таких. Мы будем строиться, – подводит итог Евгений Былинский.