Ветер времени Альфиза Сабирова

Прошлое, настоящее и будущее, мифы народов мира и истории из современной жизни – все это соединилось в творчестве молодого уральского скульптора Альфиза Сабирова. Его персональная выставка «Время ветра» открылась в иркутской «Галерее В. Бронштейна». В экспозиции представлено около 15 скульптур из бронзы с использованием ювелирных камней.

– Станковая скульптура, в которой работает Альфиз Сабиров, – направление очень емкое и сложное, – отметила заведующая кафедрой геммолHN9A4389огии ИРНИТУ Раиса Лобацкая. – Оно сложилось во второй половине XX века. Часто скульпторы, наиболее интересно работающие в нем, базируются на этнических корнях, что мы и видим в неординарных работах Альфиза Сабирова. При этом важно, что у автора прекрасное чувство юмора, которое облегчает восприятие его произведений.

Скульптор родился и вырос в татарском селе Ишимово Пермского края. И его первые впечатления детства, связанные с национальной культурой, языком, повседневностью, традициями и обычаями, нашли отражение в его работах. Однако национальные особенности в творчестве автора переплелись с мировыми мифами и легендами и попытками переосмыслить древних и современных скульпторов.

– Я вдохновляюсь воспоминаниями, жизненными ситуациями, легендами, которые были рассказаны бабушками и мамой, – говорит Альфиз Сабиров. – При этом как сторонник неклассической скульптуры, я не выражаю это в привычных образах, а стремлюсь к разрушению форм и объемов. Кстати, из скульпторов именно Роден вдохновляет меня на игры с формами, на рождение чего-то нового через трансформацию. На мой взгляд, бросающиеся в глаза несоответствия вдохновляют зрителя на поиск новых смыслов.

HN9A4155

Альфиз Сабиров увлекся скульптурой на третьем курсе уральского филиала Академии живописи ваяния и зодчества имени И. Глазунова. Ему захотелось попробовать себя в объеме и понять, сможет ли он укротить бронзу. С тех пор она стала его любимым материалом, а игры с фактурами, объемом и усеченными формами – его «фирменными» творческими приемами. Часто автор сам интерпретирует то или иное понятие.

– Например, «Бессонница» выполнена в образе ската, потому что, на мой взгляд, это такое состояние, которое захватывает все на своем пути, как вода, – рассказывает Альфиз Сабиров. – Обилие глаз на его поверхности дает нам ощущение неусыпного бдения. А полированная поверхность отражает текучесть и способность вбирать в себя цвет окружающего пространства.

HN9A4328

На выставке можно увидеть множество узнаваемых и достаточно новых образов. Например, «Батор» – это некий эпический герой, который идет напролом и ассоциируется с персонажами древнегреческих мифов. На это намекает усеченная форма – у скульптуры отсутствует голова. Такой мотив повторяется во многих произведениях автора. «Сукыз» – загадочная девушка-вода, чье покрытое зеленой патиной тело разрушает все представления о женской анатомии. Один из излюбленных мотивов автора – это «Пораженный» воин. На выставке их два.

– «ПоHN9A4184раженный», несмотря на название, – символ непобедимости человеческого духа, – пояснил Альфиз Сабиров. – Стрела, прилетевшая сзади, – знак предательства или внезапных жизненных неурядиц. Но несмотря на смертельную рану, воин сохраняет вертикальное положение. Косичка усиливает это впечатление и является связующим звеном между землей и космосом. И у меня есть ощущение, что он немного посидит, а потом встанет и пойдет вершить свою историю.

«Бас-табар» отражает тему духовного странствия, ведь «табар» в переводе с татарского значит «тот, кто в поисках». Его шершавое тело только подчеркивает отполированную поверхность лица с одним глазом, которое мы видим как бы в профиль.

– Мне хотелось в своих работах показать прежде всего триединство времени: прошлое, настоящее и будущее – отсюда и название выставки, – подчеркнул Альфиз Сабиров. – Ветер есть всегда, он словно пронизывает и связывает время, помещая нас в контекст постоянного движения. А время – основной показатель того, что мы есть на этой земле.

HN9A4151

 

Одна из интересных работ автора – «Память четвертого тысячелетия» имитирует артефакт цивилизации прошлого и вызывает ассоциации со сфинксом. Среди произведений также немало женских персонажей. Это и «Сидящая» – образ девичьей красоты и грации. «Онаарслан» – символ материнства. «Небо» – наталкивающее на мысли, что душа женщины – это целый космос. Есть и загадочные скульптуры: «Первый расцвет лета» и «Закат», формы которых одновременно напоминают черепа древних животных, неизвестных насекомых и пришельцев с иных планет.

Интересно, что все свои скульптуры Альфиз Сабиров отливает в Улан-Удэ, так как там, по его словам, хорошая база для работы с бронзой.

Выставка будет работать до 5 марта.