Экзамен по-взрослому

Как родители школьников сдавали ЕГЭ

Роль участников единого государственного экзамена примерили на себя мамы и папы школьников. Иркутская область присоединилась к всероссийской акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями». Организаторы постарались приблизить процедуру к реальной по максимуму: с металлодетекторами, заполнением специальных бланков и строгим контролем.

Примерить на себя

В девять часов утра в Институте развития образования яблоку негде упасть. Мамы и папы, бабушки и дедушки в ожидании начала инструктажа волнуются, как школьники.

– Надеюсь, что сдам, – переживает Людмила Ивановна Тихонова из областного совета ветеранов образования. – Правда, я в прошлом учитель математики, но хочу попытаться написать русский язык. Надеюсь, что хоть какие-то школьные знания в голове остались. Мои дети ЕГЭ, конечно, не сдавали, а вот внучке «посчастливилось». Боялась она очень сильно, но мы волновались даже больше нее. Я много лет входила в конфликтную комиссию по ЕГЭ, с самого начала была против такого проведения аттестации. Вообще очень много учителей старой закалки считают ЕГЭ американизированной системой проверки знаний…

У журналиста одной из ангарских газет Яны Архиповой тоже большое желание разобраться – так ли страшен ЕГЭ, как его малюют. Ее старшему ребенку нынче предстоят подобные испытания.

HN9A1773– Специально к экзамену не готовилась, – призналась она. – Я окончила в этом году ИГУ, факультет журналистики, поэтому надеюсь, что с тестами справлюсь.

– Если будет плохая оценка, расскажете дочке?

– Подумаю, – улыбается коллега. – А вы?

– Наверное. Вообще-то я не собираюсь сдавать экзамен, говорят, места нет – слишком много желающих…

Однако место для меня все же находится. Отступать некуда – придется писать!

Министр образования Иркутской области Валентина Перегудова немного успокаивает: цель сегодняшнего мероприятия – не оценить наши знания, а дать возможность посмотреть, как проходит процедура сдачи ЕГЭ, чтобы тем самым снять у родителей излишнюю тревогу и волнение, которыми они, как это ни печально, накручивают детей.

HN9A1582

Руководитель регионального центра обработки информации Наталья Костенко подробно рассказывает технологию предстоящих испытаний. Реальный ЕГЭ по русскому языку длится 3,5 часа, но мы будем его писать всего 20 минут, соответственно, количество заданий будет меньше: 14 в первой части и сочинение – во второй. С собой в аудиторию нельзя проносить средства связи, видеотехнику, аудиоаппаратуру, а также средства хранения и передачи информации. Эксперт обращает внимание на то, что открытие конверта с заданиями произойдет прямо в аудитории. Это необходимо, чтобы не допустить утечки информации. После того, как мы напишем работу, нас ознакомят с процессом обработки результатов: сканированием, загрузкой в базу данных и верификацией. Ведь надо убедиться: экзаменационные работы невозможно ни подделать, ни исправить после окончания экзаменационного времени.

Под «колпаком»

Перед входными дверями всех прогоняют через металлодетектор.

– Ваше место 6А, проходите! – указывает организатор на кабинет, после того, как сверяет мои паспортные данные со списком.

Перед тем, как вскрыть конверт, еще раз звучит предупреждение: в случае обнаружения сотового телефона, а также других запрещенных предметов участник будет тут же вынужден покинуть аудиторию.

– Нельзя выносить из кабинета письменные принадлежности, черновики, фотографировать материалы. С соседом не разговаривать, не пересаживаться, в бланках для ответов исправления не делать, – строгим голосом зачитывает правила педагог. – Помните, все происходящее снимает видеокамера!

– Девочки, можно выйти? Я очки забыла в сумке! – жалобно просит пожилая женщина.Благодушная атмосфера в кабинете испаряется. На лицах участников гаснут улыбки. Все проникаются серьезностью. Накатывает волнение.

– Ой, а я две буквы в одной клеточке написал, – сокрушается, заполняя титульный лист, еще один «ученик». – Можно мне новый листочек?

HN9A1691Поминутно сверяя цифры, написанные на доске, с трудом заполняю первый лист контрольно-измерительных материалов. Сплошные коды. Затем долго разглядываю следующие страницы: здесь писать ответы или на листочке, где отпечатаны задания? Записывать цифру, под которой нашла правильный ответ, или писать слово целиком? Робко поднимаю руку: можно спросить?

– Уважаемые участники, у вас осталось десять минут! – бесстрастным голосом произносит организатор.

Как так? Из 14 заданий сделано меньше половины! Какое уж тут сочинение! Лихорадочно пытаюсь наверстать упущенное. От волнения буквы пляшут перед глазами: «В одном из приведенных ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним».

– Вы не можете подсказать, что такое пароним? – тихонько спрашивает соседка, сидящая сзади…HN9A1712

К сдаче готовы!

Когда экзамен подходит к концу, все, собравшись в большом зале, начинают оживленно делиться впечатлениями.

– Я как увидел слово «пароним», сразу «поплыл»…

– А я понимала, что предложение стилистически составлено неправильно, но никак не могла сообразить, как его переделать…

– Если честно, я сторонник старой системы образования, считаю ее более результативной, что ли, – делится впечатлениями шелеховчанин Константин Шевченко. – Думаю, что по содержанию ЕГЭ не так уж сложен, но сама обстановка достаточно нервная. И потом, мои результаты ни на что не влияют, а у ребенка – это будущее. И психика у детей не такая бронированная, как у нас…

– Сочинение не написал, а все 14 заданий сделал, – с удовлетворением хвалится инженер-энергетик из Ангарска, по совместительству председатель общественной организации «Родительская инициатива» Виктор Николаев. – Вначале была небольшая нервозность, но вскоре все нормализовалось. Не хватило минутки перепроверить написанное, много времени заняла техническая часть. Но ведь детей этому учат несколько лет, и у них, думаю, таких сложностей не возникает. А по содержанию – школьная программа. Если нормально учился – справиться можно.

– Для того, чтобы справиться с тестами, просто угадать, выбрав вариант, не получится. Необходимо знать терминологию, орфографию, пунктуацию… Еще нужно внимательно читать задания, потому что многие построены на умении различать смежные явления в языке, добавляет ветеран образования Людмила Тихонова

Министр Валентина Перегудова признается: когда начала работать, сразу все волнение прошло. И камеры видеонаблюдения совсем не мешают – про них, когда пишешь тесты, просто забываешь.

HN9A1903

Между тем на экранах мониторов показывают, как запакованные работы приносят в штаб, где происходит их сканирование. В дальнейшем вся проверка будет осуществляться не с бумажными носителями, а с образцами заполненных бланков. Далее всех просят пройти в кабинет, где трудятся верификаторы – специалисты, проверяющие, правильно ли машина «прочла» ответы. Случается, что, например, букву «Ч» она принимает за цифру 4.

– Первые 24 вопроса мы не видим, их проверяет машина, – растолковывают сотрудники центра обработки информации. – А вот сочинение как раз проверяет региональная комиссия, потому что никакую машину нельзя научить оценивать творческие работы.

Результаты выдают минут через сорок. Самое удивительное – минимальный порог преодолевают все. Больше всех баллов, разумеется, получает доктор филологических наук Людмила Горбунова, известная всему Иркутску как организатор «Тотального диктанта».

– В общем, ничего сложного, но и у меня было несколько сомнений, какой вариант из предложенных выбрать, – поясняет она.

HN9A1886

Я же, к большому огорчению, обнаруживаю в своем результате несколько нулей. Чтобы расставить все точки над i, иду на конфликтную комиссию. Кстати, так может поступить любой выпускник, если он не согласен с полученной оценкой.

Председатель региональной предметной комиссии по русскому языку Наталья Пономарева, выведя на монитор мою работу, объясняет:

– Самая главная проблема, в том числе и у детей, – неумение видеть информацию. В шестом задании было написано: «Укажите номера предложений, в которых верно передана главная мысль», вы же написали только одно. А в соседнем задании неправильно подобрали подходящее по смыслу значение слова.

Да уж, действительно, поспешишь – людей насмешишь. И все же впечатления от экзамена вполне позитивные.

– Ну что, родители, понравилось вам сдавать экзамен? – интересуется под занавес Валентина Перегудова. – Есть предложение вместе написать математику и обществознание, вы как?

– Мы только за! – смеются в ответ мамы и папы.


 

 

 

Невредные советы

Уже два года КИМы по русскому языку состоят не из трех, а из двух частей. В первой – 24 задания, во второй – сочинение, правильно называемое «задание с развернутым ответом по прочитанному тексту». В «угадайку», за которую экзамен раньше многие ругали, сыграть больше не удастся, поскольку от детей отныне требуется не просто поставить галочку возле правильного варианта, а написать правильно само слово.

Начинать выполнение экзаменационной работы, советуют эксперты, необходимо с первой части. Максимально по ней можно заработать 33 первичных балла. Некоторые задания оцениваются в 1 балл, а некоторые даже в пять. Если какое-то задание вызывает затруднение – переходите к следующему, но не забудьте к нему вернуться позже!

Обязательно постарайтесь написать сочинение. Ведь за него можно получить 24 первичных балла! Эта работа оценивается по 12 критериям: орфография, пунктуация, стилистика, логика, сложность составления предложений, содержание и пр. Если же начать экзамен сразу с сочинения, есть вероятность увлечься творческим процессом и не успеть сделать первую часть КИМов.

Кстати, 57 первичных баллов соответствуют 100 итоговым баллам по шкале ЕГЭ.

До 1 мая всех выпускников распределят по пунктам написания экзаменов. В своих школах они получат уведомление, на котором будет написано: где, когда, в какое время, на какой экзамен выпускник должен будет прибыть.