Платить за тепло будем по новым правилам

Новые квитанции и новые суммы в них. Иркутяне, получив платежки за услуги ЖКХ в январе, начали обрывать телефоны управляющих компаний (УК). Почему теперь будем перечислять свои кровные за отопление и горячую воду не им, а ПАО «Иркутскэнерго»? Что за доначисление за отопление нам сделали за прошлый год? И где теперь вообще принимают платежи за коммуналку? Газета «Областная» адресовала эти и другие актуальные вопросы специалистам.

Что такое прямые расчеты?

Раньше, согласно квитанциям, поставщиками отопления и горячей воды для иркутян являлись управляющие компании, а теперь ресурсоснабжающая организация ПАО «Иркутскэнерго». До нового года мы перечисляли деньги за услуги в УК, а специалисты УК потом передавали средства уже прямо по назначению. Проще говоря, УК были посредниками между нами – потребителями – и ресурсоснабжающим предприятием. Теперь же третье звено в лице УК ушло из цепочки. Схема стала проще и прозрачнее.

– Изменения, которые произошли с 1 января 2017 года, не стали сюрпризом, их ждали давно и готовились к ним, – объяснил заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Харитонов. – Предварительный этап совместно с тремя крупнейшими управляющими компаниями Иркутска – Северным, Южным и Западным управлениями жилищно-коммунальными системами – начали еще в сентябре 2016 года. С января жители домов этих управляющих компаний переведены на прямые расчеты. Переговоры с другими УК Иркутска продолжаются. Со временем, думаю, достигнем 100%-ного результата.

Повлияет ли переход на размер ежемесячного платежа, и где теперь оплачивать счета за коммуналку?

Ответ на эти два вопроса простой – для жителей вообще ничего не изменилось. Переход на прямые расчеты, по сути, это новая система отношений между УК, жителями и ресурсоснабжающими организациями. На размер ежемесячной оплаты каждой конкретной иркутской семьи изменения не влияют никоим образом. То, что строчки квитанции «отопление» и «горячее водоснабжение» переехали с одного места на другое, к тарифу и нормативу отношения вообще не имеет. Изменился получатель денежных средств – им стала сама ресурсоснабжающая организация ПАО «Иркутскэнерго». Многие обратили внимание, что в платежке появилась еще одна графа: «электроэнергия» и «Иркутскэнергосбыт». Вот это действительно новшество. Раньше счет за свет, как мы помним, приходил отдельно от основного за коммуналку. И нам приходилось либо ждать, когда на руках окажутся обе квитанции, а потом с ними идти в банк, либо бегать дважды.

– Теперь весь баланс по каждой квартире будет отображен в едином документе, – говорит Андрей Харитонов. – Удобно, правда? При этом все точки приема платежей как работали, так и работают, консультации где осуществлялись, там и осуществляются. Для жителей вообще ничего не меняется! А если есть вопросы, в квитанциях указаны номера телефонов, позвоните, и вам помогут.

Кому выгоден переход на прямые расчеты?

Итак, посредник в лице управляющих компаний из схемы вышел. И кто же остался в выигрыше? Поверить, наверное, сложно, но все участники процесса. Потребители получили уверенность, что их деньги точно дойдут до адресата (ресурсоснабжающей организации), ресурсники – возможность получать заработанные средства сразу и напрямую, а УК – спокойно делать свою работу. То есть заниматься ремонтом подъездов, убирать территорию, следить за состоянием теплоузлов (чтобы нам же вовремя включили отопление) и другого оборудования в доме.

– Прямые расчеты – вынужденная мера, – добавляет Андрей Харитонов. – Корень зла – поведение отдельных жителей. Они не отдают за услуги положенный рубль УК, а ресурсоснабжающая организация выставляет счет управляющей компании на все 100 рублей. Тогда УК либо тоже становится должником, либо оплачивает ресурснику деньги, предназначенные на жилищные услуги, то есть на тот самый ремонт подъездов или уборку территории. Иначе есть риск отвечать перед судом. Страдают же в конечном итоге только сами жители. Их деньги либо не доходят до «Иркутскэнерго», и за услуги в итоге приходится платить дважды, когда директор обанкротившейся УК исчезает, либо средства уходят на другие нужды, и мы остаемся без обещанного ремонта в подъезде. Прямые расчеты все эти проблемы решат. Новшество четко распределило обязанности всех участников процесса и ответственность за движение финансовых потоков. В этом и заключается принцип прозрачности.

Что такое годовая корректировка за отопление?

В январе жильцы 70% многоэтажек Иркутской области узнали, что обязаны доплатить определенные суммы – от 500 до 5000 рублей – за отопление за прошлый год.

Чтобы разобраться, нужно понимать, как рассчитывается плата за отопление. Иркутск сейчас использует схему 1/12. Независимо, зима ли на дворе или лето, когда батареи не греют, жители платят равными долями каждый месяц в течение всего календарного года. Как складывается 1/12? Допустим, чтобы вывести стоимость услуги на 2016 год, за основу берутся начисления, выставленные за 2015-й. Общая сумма за прошлый год делится на 12. Таким образом рассчитывается ежемесячный платеж на новый календарный год. Однако почти в каждом многоквартирном доме сейчас установлены общедомовые счетчики. По окончанию года их показания снимаются и сравниваются с теми начислениями, которые жители получали все 12 месяцев.

Если фактическое потребление превысило сумму начислений, соответственно, жителям делаются доначисления. Бывает и обратная ситуация, когда данные приборов учета меньше фактического потребления. Тогда жителям делается перерасчет – то есть уменьшение оплаты. Как раз это мы и видели в 2014-м и 2015-м годах. Из-за теплой погоды зимой получалась экономия тепловой энергии. А в этом году холода наступили значительно раньше – в октябре. Поэтому ТЭЦ вырабатывали больше ресурса и передавали его в дома, что отразили те самые общедомовые счетчики. Даже разница температуры в 1,5 градуса имеет огромное значение на потребление тепла.

Приведем немного цифр: среднегодовая температура в прошлом году составила 1,5 градуса при норме 0, а в позапрошлом – 3, то есть 2016 год был в два раза холоднее 2015-го. Более того, в ноябре за окном при норме 0,9 градуса у нас было -3, в ноябре при положенных -8,6 держалось -10,5, в декабре при -18,8 ударили морозы до -21,7. Соответственно, ТЭЦ работали энергичнее, ресурсов вырабатывали больше, и тепла подавали тоже больше.

– Потребление тепла в Иркутске в 2016-м возросло почти на 8%, – комментирует Андрей Харитонов. – Это очень серьезная цифра. Соглашусь, расчет по 1/12 не очень понятен, но с этим можно разобраться. Старший по дому может прийти и задать вопрос, мы распишем, откуда и что взялось. И еще добавлю, что с сентября система оплаты за отопление в Иркутске изменится. Законодатель дал возможность с 1 сентября 2017 года перейти на расчеты, исходя не из средних показателей предыдущего года, а исходя от факта, то есть от показателей приборов учета. За летние месяцы платить не будем, а начиная с сентября и по май включительно будем платить по факту потребления.

Почему, если говорили, что доплату рассчитают по формуле «площадь квартиры х на 15 рублей за 1 квадратный метр», сумма к начислению все равно получилась больше?

– Сумма зависит от площади квартиры, но также и от самого дома. Двух одинаковых многоэтажек, даже если они внешне похожи как две капли воды, не бывает. От того, в каком состоянии находится дом и его теплоузел, а также от того, какие меры приняла УК по энергосбережению, зависит и объем потребления, и сумма к оплате, – пояснил Андрей Харитонов.