Стратегия нуждается в конкретике

Самым «горячим» из 24 законодательных актов, рассмотренных на февральской сессии Законодательного Собрания под председательством спикера Сергея Брилки, стал проект «Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года». Его обсуждение длилось более часа.

О необходимости создания документа, ставящего цели и задачи на десятилетие вперед, депутаты говорили уже давно, но работа над ним неоправданно затягивалась. Только на исходе прошлого года были проведены нулевые чтения первоначального варианта стратегии. Учтя высказанные замечания и доработав документ, правительство представило его в феврале Законодательному Собранию, где он был разобран «по косточкам» всеми комитетами и комиссиями.

Как объяснил зампредседателя областного правительства Антон Логашов, главная цель стратегии – повышение уровня жизни населения и закрепление его на территории Прибайкалья. Несмотря на неутешительные прогнозы статистики, в документе ставится задача сохранить численность жителей региона в размере 2 млн 424 тыс. человек.

– И сделать это за счет положительной демографической динамики, повышения доступности жилья, качественного образования и медицинского обслуживания, развития культурного потенциала, обеспечения продовольственной и экологической безопасности, – перечислил Антон Логашов.

IMG_9954_resize

По мнению Сергея Брилки, ограничиваться только сохранением населения – значит обеднять стратегию. Нужно ставить более амбициозные задачи, как это делает, например, Татарстан, задавшийся целью достижения конкурентоспособности экономики территории на уровне быстроразвивающихся стран.

Экономике в стратегии посвящено немало страниц. Причем взят инновационный вариант. Выделено 10 ведущих производственных комплексов: топливно-энергетический, фармацевтический, металлургический, машиностроительный, лесопромышленный, туристический и другие.

Также определены шесть опорных территорий развития. Их специализация не претерпела существенных изменений и остается вполне традиционной. Саяно-Иркутской предписано развивать газопереработку, фармацевтику, машиностроение и химическую отрасль, Тулуно-Тайшетской – анодное и алюминиевое производства, лесопереработку, Усть-Кутско-Ленской – газопереработку, добычу нефти и лесохимию, Усть-Илимско-Катангской – лесозаготовку, деревообработку, добычу калийных солей и железной руды, Братской – энергетику и газофикацию, а Бодайбинской, естественно, – золотодобычу.

Вторая индустриализация, как назвал ее Антон Логашов, с помощью модернизации существующих производств и ввода новых мощностей должна создать в области около 90 тыс. новых рабочих мест.

Этот оптимистичный прогноз поставил под сомнение депутат от Усть-Илимска Анатолий Дубас:

– Любая модернизация влечет за собой уменьшение числа занятых в производстве, а вы с ее помощью собрались увеличить количество рабочих мест в Усть-Илимске на 22 тысячи. Это же нереально. Надо рубанками лес строгать, чтобы 22 тысячи человек занять. Пока у нас в городе предприятия только закрываются. Недавно закрылся деревообрабатывающий завод, без работы остались полтысячи человек. Не вижу также необходимости в переводе ТЭЦ на газовое топливо. Они кроме тепла вырабатывают еще и электроэнергию. А ее у нас после пуска Богучанской ГЭС и так переизбыток. Пусть топятся на угле. Дешевле поставить дымоуловители на трубах, чем платить за газ.

IMG_0278_resize

Депутат Сергей Бренюк предложил авторам проекта избегать употребления слова «ожидается»:

– Вот вы говорите: ожидается создание стольких-то тысяч рабочих мест. Ожидать можно сколько угодно. И спроса никакого. Давайте говорить определеннее: будут созданы. Если не будут, тогда кому-то отвечать придется.

Депутат Игорь Гринберг подверг ревизии один из объявленных стратегией приоритетов экономического развития – машиностроение:

– Кроме авиационного завода есть в портфеле правительства хоть еще один проект? Нет? Так на каком основании мы делаем это направление приоритетным? Мы же прекрасно знаем, что за последние 20 лет все машиностроительные предприятия закрыты. Выходит, пустые слова.

По мнению депутата Аполлона Иванова, заявленные в стратегии ускоренные темпы развития областного АПК не могут быть достигнуты без дополнительной государственной поддержки:

– А уровень этой поддержки не меняется с 2011 года. Как выделялось полтора миллиарда, так мы до сих пор и застряли на этой цифре.

Вице-спикер ЗС, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова обнаружила, что из схемы территориального планирования, утвержденной правительством, выпал ее родной Чунский район. Как объяснили сотрудники минэкономразвития, традиционно он входил в Тулуно-Тайшетскую опорную территорию, но если пожелает район, то он может быть присоединен и к Братску.

Наталья Дикусарова выразила также недоумение, почему стратегия широко и публично обсуждается, а план ее реализации, в который, как заверяет правительство, внесут все замечания и предложения депутатов, будет составлен кулуарно, безо всякого обсуждения.

IMG_9918_resize

– Мы надеялись в самой стратегии обнаружить конкретику, найти готовые проекты, с помощью которых будет осуществляться вторая индустриализация, – сказала Наталья Дикусарова. – Стратегия должна быть максимально конкретной.

Компромиссное решение предложил депутат Геннадий Истомин:

– В ходе второго чтения мы должны одновременно со стратегией рассмотреть и план ее реализации. Хотя бы на ближайшие три-четыре года, чтобы увидеть какие-то промежуточные результаты, за невыполнение которых можно было спросить. В противном случае надо вносить изменения в стратегию. А эти изменения будут очень большими.

Председатель комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко отметила, что комитет рекомендовал принять законопроект в первом чтении, однако продолжить основательную работу над документом, а также подготовить план реализации стратегии ко второму чтению. Кроме того, она высказала мнение, что стратегия развития нашего региона должна соотноситься с общей стратегией развития страны.

Дмитрий Ершов выразил возмущение отсутствием губернатора области при обсуждении стратегического документа. Спикер Сергей Брилка поддержал его и предложил добиться присутствия высшего должностного лица области на мартовской сессии, где будут обсуждаться корректировки в региональный бюджет.

Антон Логашов заметил, что в 230-страничный документ уже подготовлены 43 поправки, и по итогам обсуждения документ будет дорабатываться.