В Приангарье создается реестр инвалидов

Около 16 тыс. человек в Иркутской области в прошлом году были признаны инвалидами. К этой категории сейчас относятся почти 10% жителей региона. Все они в скором времени будут внесены в единый федеральный реестр инвалидов, который начнет полноценно работать с 2018 года. О задачах новой информационной системы, а также об итогах работы Главного бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области в прошлом году рассказала руководитель учреждения Людмила Гаркуша.

– Людмила Генриховна, для чего создается федеральный реестр инвалидов?

– Раньше единой базы всех инвалидов страны не существовало, что создавало массу проблем, в первую очередь для самих людей с инвалидностью. С введением Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» ситуация кардинально изменится.

В полной мере реестр заработает с 2018 года. Он будет использоваться для предоставления инвалидам государственных услуг. В текущем году завершится первый этап реализации новой системы. В реестр уже внесены все сведения по детям-инвалидам. Сейчас идет наполнение остальной базы. Данные абсолютно всех граждан, получающих в настоящее время статус «инвалид», ежедневно от врачей-экспертов попадают в электронную программу.

– Какие данные он будет содержать?

– Туда войдет информация о группе инвалидности, нарушенных функциях организма, степени утраты профессиональной трудоспособности, проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях. От ФСС в базу вносятся сведения о выданных технических средствах реабилитации и путевках на санаторно-курортное лечение. От Пенсионного фонда – о пенсиях и социальных выплатах инвалидам. Также будут получены данные от Минздрава России и Роструда, Минобрнауки. К новой системе подключатся все заинтересованные ведомства, в том числе региональные.

– В чем будут заключаться функции реестра, и какова ее польза для самих инвалидов?

– Инвалиды смогут получать государственные и муниципальные услуги на основании данных из федерального реестра. Причем отпадет необходимость сбора многих справок.

Кроме того, с 2018 года в реестре будет работать «личный кабинет», где зарегистрированные граждане смогут обращаться в любой орган власти в электронной форме. Там же человек сам сможет найти актуальные размеры назначенных им социальных выплат и пенсии, дату следующего переосвидетельствования, отследить исполнение различными ведомствами своей программы реабилитации или абилитации.

Специалисты учреждений медико-социальной экспертизы, представители органов власти, организаций, работа которых напрямую связана с инвалидами, будут иметь доступ к тем сведениям, которые им положено знать. Безусловно, электронная база позволит сократить сроки оказания госуслуг.

– Какова сейчас статистика по инвалидности в Иркутской области?

– По данным федерального регистра ОПФ РФ, 9,6% населения региона относятся к категории инвалидов. Всего на начало 2016 года в Иркутской области числилось 232,1 тыс. инвалидов, в том числе 12,4 тыс. детей-инвалидов.

Сейчас в общей массе около 52% – пенсионеры и лица преклонного возраста. В гендерной структуре мужчин по-прежнему больше. В городах инвалидов проживает больше, чем в сельской местности.

Каждый год цифры статистики меняются незначительно, но в прошлом году есть прирост первичной инвалидности. За 2016 год с целью установления инвалидности в бюро МСЭ обратились почти 16,5 тыс. человек, что больше, чем за 2015 год. Инвалидами были впервые признаны около 14,5 тыс. человек, прирост к прошлому году составил 13,1%. Это данные по взрослому населению. Число детей, которые впервые пришли на комиссию, составило более 1,7 тыс. человек, категория «ребенок-инвалид» установлена 1,5 тыс. детей, что на 222 человека больше, чем в 2015 году.

А вот число инвалидов, обратившихся за повторным освидетельствованием, ежегодно снижается, в прошлом году – на 11,4%. Переосвидетельствования для детей-инвалидов также сократилось почти на 24%.

Такая статистика связана с тем, что многим, кто освидетельствуется, группа инвалидности устанавливается бессрочно, переосвидетельствования не требуется. Есть четкий перечень заболеваний и факторов, которые влияют на сроки установленной инвалидности.

– Однако инвалидность устанавливается не всем обратившимся?

– Примерно 11,5% из числа граждан, впервые освидетельствованных с целью установления инвалидности, не были признаны таковыми. Хочу отметить, что каждый, кто в бюро получил отказ, имеет право обжаловать экспертное решение в течение месяца. В таком случае ему будет проведено переосвидетельствование другим составом специалистов.

Бывает и обратная ситуация, когда лечебное учреждение считает, что нет оснований для установления инвалидности, и гражданин получает справку, что в направлении на МСЭ отказано. С этой справкой также можно прийти в бюро, где изучат документы, проведут осмотр и, если потребуется, составят программу дополнительного обследования и реабилитационных мероприятий. В прошлом году было около 500 случаев обращений со справкой об отказе в направлении, в 137 из них инвалидность установили.

– Какие заболевания чаще всего становятся причинами инвалидности?

– У взрослого населения среди причин первичной инвалидности в прошлом году лидировали злокачественные новообразования. Уровень первичной инвалидности в связи с онкологией в регионе составляет 21,2 на 10 тыс. населения, это выше, чем в РФ (18,1) и СФО (20,1) за 2015 год.

На втором месте – болезни системы кровообращения (18,5 на 10 тыс.), что примерно приближено к общероссийскому уровню. А на третье место в прошлом году вышли психические расстройства и расстройства поведения. Если в предыдущие годы число впервые признанных инвалидами по причине психических заболеваний неуклонно снижалось, то в прошлом году был отмечен рост. Уровень инвалидности по ним составляет 6,1 на 10 тыс. человек, что значительно выше среднероссийских показателей. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани спустились на четвертое место. Болезни, вызванные вирусом иммунодефицита человека, остались на восьмом ранговом месте, однако число впервые признанных инвалидами с этим диагнозом в нашей области значительно увеличилось – на 39% по отношению к 2015 году.

Среди детей психические расстройства являются лидирующей причиной инвалидности. На втором месте врожденные заболевания, на третьем – неврология.

– Одно из направлений вашей работы – разработка индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов…

– Да, сейчас это наша приоритетная работа. Карта реабилитации и абилитации – это, можно сказать, паспорт инвалида, там прописаны все направления помощи, в которой нуждается человек, медицинская реабилитация, профессиональная, социальная, психолого-педагогическая, физкультурно-оздоровительная, спортивная, а также перечень тех средств технической реабилитации, которые ему показаны.

За прошлый год специалистами нашего учреждения было разработано более 51 тыс. индивидуальных программ реабилитации и абилитации для инвалидов и детей-инвалидов, в том числе 35 тыс. повторно. В медицинской реабилитации нуждаются практически все инвалиды, в технических средствах реабилитации около 45%, а в трудоустройстве – 35%.

– То есть практически каждый третий инвалид получает трудовую рекомендацию?

– Государство сейчас проводит ряд дополнительных мероприятий по созданию условий для эффективного трудоустройства инвалидов. Поэтому предъявляются повышенные требования к качеству трудовых рекомендаций.

Сейчас мы даем рекомендации по трудоустройству всем инвалидам трудоспособного возраста, за исключением тех, кому противопоказаны любые виды труда по состоянию здоровья. Есть очень много методик, которые дают возможность привлекать инвалидов разной степени тяжести к труду. Нужно признать, возможностей работать далеко не всегда достаточно. Также, к сожалению, не все инвалиды, которым мы даем трудовые рекомендации, хотят работать. Так, в прошлом году рекомендации трудоустройства получили почти 18 тыс. инвалидов, это практически 40% от общего количества выданных программ реабилитации. Однако, по информации министерства труда и занятости Иркутской области, в центры занятости обратились только около 3,7 тыс. граждан, а трудоустроено было чуть больше тысячи человек.

В прошлом году вышли приказы Минтруда о том, чтобы центры занятости не ждали, когда инвалиды обратятся к ним, а сами шли к каждому, кому дана рекомендация по трудоустройству. Федеральный реестр как раз будет наглядно показывать, как проводится эта работа.