Территории с особым статусом

Развитию системы особо охраняемых природных территорий Приангарья был посвящен муниципальный час, состоявшийся в ходе февральской сессии Законодательного Собрания. Депутаты заслушали представителей трех районов, примыкающих к озеру Байкал.

Жизнь под прессом закона

Председатель думы Иркутского района Александр Менг сделал упор на больной теме – ограничениях хозяйственной деятельности трех муниципальных образований – Голоустненского, Листвянского и Большереченского – в связи с их включением в центральную экологическую зону озера Байкал, объявленного участком всемирного природного наследия. По его мнению, жесткие экологические рамки ставят под угрозу само существование населенных пунктов.

Особенно негативно сказывается запрет на предоставление земельных участков в частную собственность и необходимость проведения экологической экспертизы на строительство зданий и сооружений, в том числе жилых домов.

Выходом из положения было бы принятие закона, исключающего запрет на предоставление земельных участков в частную собственность на территории населенных пунктов, либо исключение этих пунктов из границ участка всемирного природного наследия озера Байкал.

Аналогичные претензии к природоохранному законодательству высказала и председатель думы Ольхонского района Елена Мотошкина. По ее словам, существующие запреты не позволяют льготным категориям граждан, тем же многодетным семьям, получить бесплатно в собственность земельные участки для индивидуального строительства, что нарушает их права.

– Ограничения, введенные для центральной экологической зоны, в которую попал весь наш район, связывают хозяйственную деятельность по рукам и ногам, лишают перспективного планирования, не дают возможности привлекать молодых специалистов.

По мнению Елены Мотошкиной, самые перспективные направления развития для Ольхонского района – туризм и сельское хозяйство. Но не дикий туризм, приводящий к деградации острова Ольхон, а организованный.

С этой целью она предложила рассмотреть возможность разработки и утверждения правил организации туризма в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, которые бы обеспечили предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду. Также необходимо определить правовое положение 112 тыс. га земель сельхозназначения, включенных в состав Прибайкальского национального парка, и разработать режим их использования.

Как сообщил зампредседателя областного правительства Виктор Кондрашов, правительство осознает угрозу хрупкой экологии Байкала со стороны дикого туризма и необходимости выработки оградительных мер. Институту географии ИНЦ СО РАН дано поручение рассчитать допустимую антропогенную нагрузку на территорию всемирного природного наследия, после чего станет понятным, сколько населения может там проживать, сколько туристов может ее посещать.

«Птичья гавань» готовится к приему пернатых

О ситуации в Слюдянском районе рассказала председатель комиссии по местному самоуправлению и взаимодействию с общественными и некоммерческими организациями местной думы Марина Фадеева. По ее словам, единственное место, которое находится вне границ центральной экологической зоны Байкала, это поселок Быстрая. Хотя его территория перспективна для размещения промышленных предприятий, включая горнодобывающие, а также развития туризма, на сегодня она остается неосвоенной.

– Необходимо проведение комплексных научно-исследовательских работ по экологическому и социально-экономическому обследованию территории Быстринского муниципального образования, – считает Марина Фадеева. – Это будет способствовать включению в экономическую жизнь и соседних муниципалитетов.

Как заверил областной министр природных ресурсов и экологии Андрей Крючков, все претензии, высказанные представителями муниципалитетов, в том числе вопросы, связанные с необходимостью проведения экологической экспертизы при строительстве объектов, будут обсуждаться на ближайшем заседании профильной комиссии в Госдуме.

В прошлом году депутаты внесли поправки в закон «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области», которые позволяют администрациям районов создавать особо охраняемые природные территории (ООПТ) местного значения. Но, как сообщил зампредседателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Роман Габов, на деле оказалось не так просто присвоить статус ООПТ какому-либо уникальному уголку природы.

– То в местном бюджете нет средств для содержания заповедной территории, то участок находится на федеральных землях и т.д. Но нам поступает много обращений от инициативных граждан, беспокоящихся за состояние уникальных природных мест. Надо всемерно их поддерживать.

С ним согласен и Андрей Крючков. По его информации из 42 муниципальных образований Иркутской области ООПТ местного значения образованы только в Иркутске: «Кайская роща» и «Водоохранная зона Ершовского водозабора». Он заверил, что в ближайшее время будет собрана рабочая группа для рассмотрения таких инициатив. Уже ведется подготовка материалов по организации природного парка «Витязь», завершается работа по созданию ООПТ «Птичья гавань» в Черемховском районе и рассматривается вопрос по образованию ООПТ «Линевые озера».

Штаты невелики, а территория громадная

Для участия в муниципальном часе был приглашен и руководитель службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Александр Синько. Выяснилось, что по численности инспекторов, осуществляющих экологический надзор, Приангарье сильно уступает соседним регионам. Если в Новосибирской области на одного инспектора приходится 36 тыс. га лесных угодий, в Красноярском крае – 25 тыс. га, то в Иркутской области – 155 тыс. га.

Отвечая на вопрос депутатов, ожидается ли увеличение штата инспекторов, Виктор Кондрашов сказал, что к 2019 году планируется увеличить численность втрое, но в текущем году на эти цели деньги не предусмотрены.

Эта затяжка по времени не удовлетворила председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирину Синцову:

– Этот год объявлен в России годом экологии, а у нас, как выясняется, ее защитников в пять раз меньше, чем у соседей. Работу по увеличению численности инспекторов надо начать уже в этом году. И депутаты, безусловно, поддержат в этом вопросе правительство.

По мнению вице-спикера ЗС, председателя комитета по бюджету Натальи Дикусаровой, тема развития особо охраняемых природных территорий настолько важна для области, что она должна быть включена в Стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года.

С ней был согласен и вице-спикер ЗС, председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров:

– Все нынешние нестыковки природоохранного законодательства больно бьют по населению прибрежных территорий. И хотя многие вопросы могут быть разрешены только на федеральном уровне, они остаются на постоянном контроле и нашего комитета.

Он заверил, что все предложения муниципальных образований будут проанализированы, кроме того, их планируется обсудить на встрече с депутатом Госдумы Николаем Николаевым, возглавляющим комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, которая состоится в ближайшее время.