Анатолий Табинаев: Перед нами стоит задача – развитие животноводческой отрасли

Власти Баяндаевского района нашли новые идеи для развития территории. Используя опыт приволжского региона – Республики Мордовия, они строят на своей земле жилье и создают новые рабочие места. Подробнее о перспективных проектах рассказывает мэр Анатолий Табинаев.

IMG_3480– У нас стартовало сразу несколько новых проектов. Мы единственный район в Иркутской области, который попал в федеральную программу по компактной жилищной застройке. По ней нам из федерального бюджета выделяется 30 млн рублей, на которые будет построено 20 новых домов в селе Хадай. Есть две схемы возведения домов. По первой базовое хозяйство – ООО «Хадайское» – берет затраты на себя, выступая застройщиком. 70% строительства оплачивает федеральный бюджет, 30% – хозяйство. Это будут дома для работников предприятия. После того, как они отработают здесь пять лет, получат дома в собственность. По второй схеме 30% оплачивают люди, которые хотят новое жилье. В 2017 году запланирована нарезка участков, обустройство подъездных путей к каждому дому, подключение электроэнергии. После того, как эта работа будет завершена, начнется строительство жилья.

– А новые соцобъекты планируете возводить?

– В Хадае хотим построить социальный центр. В Мордовии такие есть во многих небольших поселках. Суть в следующем: под одной крышей возводятся зрительный и спортивный залы, здесь же размещают фельдшерский пункт, аптеку, парикмахерскую, библиотеку, если надо – одну-две группы детского сада, кафе… Человек пришел и получил все услуги. Социальный центр построить намного дешевле, чем отдельные здания. Предварительная стоимость строительства 50–60 млн рублей. Мы вышли на министерство сельского хозяйства с этим предложением, и оно нас поддержало. Сейчас рассматриваются программы, по которым можно осуществить необходимое финансирование.

– Перспективы у села есть? Будет для кого строить? Ведь не секрет, что молодежь сегодня старается перебраться в город.

– Базовое хозяйство ООО «Хадайское» прочно стоит на ногах. У них сегодня 600 голов дойного стада, через год-два будет тысяча. Работает комбикормовый завод, планируется создание молокоперерабатывающего предприятия, на котором будут производиться не только пакетированное молоко и кисломолочная продукция, но и различные сыры. В Хадае 120 дворов, вместе с Наумовкой там проживает 500 человек. Уже сегодня предприятию не хватает работников. Построив новый микрорайон и социальный центр, мы привлечем в село людей. Думаю, что даже молодежь при таких условиях предпочтет городу жизнь в сельской местности.

– Какое новшество вы еще подглядели в Мордовии?

– Искусственное осеменение КРС. В Мордовии я обратил внимание на то, что больше половины коров в личных подсобных хозяйствах осеменяются искусственно. Конечно, это положительно сказывается и на удоях, и на привесах. Задал вопрос: как получается без колхозов проводить такую работу? Оказалось, там этим процессом занимаются и кооперативы, и даже индивидуальные предприниматели. Эту идею мы решили применить и у себя в районе. Собрали людей, провели разъяснительную работу. Желание взяться за новое для себя дело выразили 13 кооперативов. Все работники прошли обучение, которое было организовано на базе ООО «Хадайское». Проводили учебу специалисты из Санкт-Петербурга. Сегодня у нас единственных в области открыты пункты по искусственному осеменению скота. Поступают заявки из других территорий УОБО. Самая востребованная пока порода – симменталы. Вообще же, по желанию владельцев, осеменить местных буренок могут и голштинцами, и герефордами. Благодаря искусственному осеменению мы сможем получить породистый, высокопродуктивный КРС. И это очень важно. Ведь перед областью сегодня стоит задача – развитие животноводческой отрасли и увеличение поголовья скота.

– Коль мы заговорили о животноводстве, как в этой отрасли обстоят дела сейчас?

– Сегодня у нас создано девять семейных ферм. Они получили областные гранты на строительство животноводческих комплексов и приобретение скота. На очереди еще 10 человек. Работает 136 начинающих фермеров, 75 из них уже получили гранты по 1,5 млн рублей. На очереди около 30 человек. В нашем районе сегодня маточное поголовье КРС уже превышает 10 тыс. голов. За два-три года мы должны выйти на 20 тыс. Искусственное осеменение в этом случае сыграет решающую роль. Однако наши фермеры уже сегодня предпринимают решительные шаги для наращивания поголовья и обновления породы. Например, Самир Абдухаликов взял землю – выкупил бывший зерносклад Загатуйского совхоза и приступил к его реконструкции – начинает строить откормочную площадку на 1 тыс. голов скота абердин-ангусской породы. Она выведена в Шотландии в XIX веке путем совершенствования местного черного комолого (безрогого) скота. Это мясная порода. За год животные достигают вес в 500 кг, и мясо у них необычайно вкусное – мраморное. Уже нынешним летом Самир планирует завезти первых животных – 50–75 голов маточного поголовья. Это новый потенциал в мясном производстве. В Хотогоре у нас строится откормочная площадка по разведению герефордов. Кроме этого, построен один убойный цех, на очереди еще два. Один по гранту, второй – по инвестпроекту. Мы также обратились в минсельхоз с просьбой выделить гранты для кооперативов, чтобы на их базе строить предприятия по переработке мяса и молока, а не только осуществлять закуп молока и мяса, как это происходит сейчас. Четыре наших кооператива уже готовы заняться такой деятельностью: «Ника», «Ома», «Ургы» и «Бахайский». Если бы кооперативы получили господдержку, работа пошла бы быстрее. Вообще, у нас предложений немало. Мы, например, вышли в министерство с предложением поддержать проект по переработке дикоросов. Это новое направление для нашей территории.

– Можно о нем поподробнее?

– Переработку дикоросов мы хотим осуществлять в селе Ользоны. В наших лесах чего только нет: дикий лук, чеснок, черемша, чага, ягоды, грибы, папоротник, орехи, березовый сок… Все можно замораживать, варить, сушить, консервировать… Нужен грант хотя бы на 1,5 млн рублей, чтобы открыть цех и закупить оборудование. В зависимости от того, какова будет господдержка, и какое оборудование мы сможем на нее приобрести, будем рассматривать число работающих. За сезон вполне возможно перерабатывать больше десяти тонн грибов и ягод. И местные жители могли бы туда спокойно сдавать дикоросы, а не стоять под палящим солнцем или дождем у обочины дороги, чтобы всучить их проезжающим на машинах туристам.

– А что еще необходимо построить в районе для стабильного развития?

– В социальном плане – первый проблемный вопрос – строительство Баяндаевской школы. Здание 70-х годов прошлого века рассчитано на 400 мест, а сегодня в школу ходит более 500 детей, через два года будет 700. Дошколят очень много. Мы выделили площадь под строительство – 4,5 га, подготовили документацию на 725 мест, объявили торги. К концу марта заключим контракты. По предварительным подсчетам, на строительство необходим 1 млрд рублей. И строить нужно за один год. Понимая, что из областного бюджета такие средства мы вряд ли получим, хотим привлечь федеральные – по программе «Большая перемена».

Еще нужны фельдшерско-акушерские пункты в Тухуме, Шутхалуне, Нухунуре, Еленинске… Как минимум в десяти населенных пунктах. Земли под строительство давно выделены.

Схожая ситуация с сельскими домами культуры. Все бывшие колхозные клубы или сгорели, или рухнули, или стоят на подпорках – просто страшно заходить. А новые не строятся. Нынче опять включили в заявку Люрский дом культуры. И проект подготовили давно, и, самое главное, средства на него уже немалые потратили.