Иркутская ракета «Протон» к старту готова!

15 апреля в Иркутске на берегу залива Якоби с 12:00 до 14:00 состоится праздник, посвященный Дню космонавтики. Планируется демонстрация запусков моделей ракет, радиоуправляемых моделей самолетов и планеров. Впервые будет продемонстрирована модель ракеты «Протон».  

В мастерской центра помощи детям Свердловского округа Иркутска идет занятие по авиационному и ракетному моделированию. 14-летний Костя занимается здесь недавно. Буквально на днях он закончил работу над первой в своей жизни ракетой. Ему потребовалось около месяца, чтобы смастерить модель. Сначала подготовил чертеж, затем столярным инструментом вырезал детали, потом смонтировал. Еще один воспитанник центра – девятилетний Максим. Несмотря на юный возраст, тоже сам собрал ракету. Всего в секции авиационного и ракетного моделирования занимаются 20 человек – мальчишки и девчонки. Обучение ведет педагог дополнительного образования Олег Шишмаков.

– Создание каждой ракеты, – рассказывает он, – начинается строго с чертежа, при этом учитывается наличие нужных материалов для изготовления деталей. Лишь затем идет конструирование. На создание одного экземпляра уходит от одного до трMU7A3280ех месяцев. Работа кропотливая и не терпит спешки. Самое сложное при изготовлении модели ракет – выдержать соотношение центра тяжести и центра давления ракеты. Если этот баланс нарушен, то, скорее всего, при полете модель отклонится от курса. Если же технологии будут соблюдены, благодаря большому начальному импульсу ракета наберет скорость и полетит.

Двигатели для всех моделей Олег Шишмаков приобретает только проверенные и сертифицированные. Детали изготавливаются вручную, а также заказываются на профильных предприятиях Иркутска. Материалы используются различные: легкие металлы, пластик, дерево, прочный клей, легкие ткани, лаки и краски. Создание особо сложных и масштабных моделей может обходиться в 20–30 тыс. рублей.

В мастерской хранится множество различных моделей – классические, маленькие спортивные ракеты. Но особая гордость учителя  – модель «Протон». Она оснащена мощной двигательной установкой и парашютной системой. Такой образец Олег Шишмаков изготовил впервые. Модель в 60 раз меньше прототипа, однако точно повторяет его конструкцию. Правда, маленькую ракету все равно нельзя назвать копией, потому что у нее, в отличие от настоящей, нет обтекателей. Все детали модели «Протон» долго вытачивались на станках. Иркутский вариант «Протона» готов к старту – он оснащен двигателем тягой 50 Ньютон.

15 апреля на берегу залива Якоби планируется запустить три больших и четыре маленьких ракеты. Все они имеют твердотопливные двигатели. Ракеты поднимутся на высоту от 150 до 400 метров. Это зависит от размера, веса ракеты и мощности двигателя, которым она оснащена. Во время запусков воспитанники будут соревноваться – им предстоит выяснить, чья модель взлетит выше и быстрее.

В секции ребята также создают макеты планет Солнечной системы и их спутников. Правда, этим занимаются в основном девочки. На столе стоит большой объемный белый шар. Преподаватель объясняет, что это макет Юпитера, и показывает фотографию, сделанную космическим зондом Voyager-2. С ее помощью на макете будет показана уникальная облачная структура самого крупного газового гиганта Солнечной системы.

Макеты ракет и планет, изготовленные Олегом Шишмаковым, наверняка видел каждый иркутянин. Так, им созданы макеты всех планет Солнечной системы для астрономической обсерватории ИГУ. Они используются для проведения лекций и наглядной демонстрации школьникам. В прошлом году в музейно-планетарном комплексе «Ноосфера» появились новые экспонаты. Их также изготовил Олег Шишмаков. Это макеты первой жидкостной советской ракеты «ГИРД 09», новейшей российской ракеты тяжелого класса «Ангара-А5», макет самолета АНТ-25, на котором в июле 1937 года советские летчики совершили перелет через Северный полюс в Америку. Здесь же находится единственный в своем роде макет самолета Ан-32, настоящий прототип которого летал в начале 90-х годов в авиакомпании «Стела». Олег Шишмаков входил в экипаж этого грузового самолета.

MU7A3346

Он увлекается моделированием ракет и самолетов с детства. Учился в школе № 9, которая в 60-е–70-е года стала основным центром ракетного моделирования в Иркутске. Все началось с того, что одноклассник привез из «Артека» маленькую модель ракеты с двигателями. Сверстники впервые увидели летающую модель и были просто в шоке. Сначала запускали эту ракету, а потом и сами взялись за создание подобных моделей. Позже в школе появился ракетомодельный кружок, которым руководил восьмиклассник Олег Шишмаков. Затем такой же создали в аэроклубе ДОСААФ. После этого в Иркутске начали проходить первые показательные ракетомодельные соревнования. Шишмаков активно участвовал в этой работе и в дальнейшем почти всю жизнь посвятил авиации:

– Авиацией, космонавтикой тогда жила вся страна, поэтому вопросы, куда идти учиться после школы, даже не возникали. Из нашего класса почти половина ушла в авиацию – восемь человек. Парни стали летчиками, инженерами, техниками, девчонки – стюардессами. Всего в эти годы школа № 9 города Иркутска внесла значительный вклад в отечественную авиацию – она дала стране более 50 специалистов высокого класса.

После окончания школы он поступил в Иркутский авиационный техникум, откуда его забрали в армию. Служил на Дальнем Востоке в дивизии стратегической авиации. Демобилизовавшись, окончил техникум и по направлению пошел работать в Иркутский объединенный авиаотряд – сначала техником, а затем инженером. Он преподавал в Иркутском авиационном техническом колледже предмет «эксплуатация самолетов и двигателей». Также вел занятия в Иркутском астроклубе. Его ученики занимали первые места на всероссийских соревнованиях по ракетомодельному спорту.

– Сейчас все принято делать с помощью компьютерных программ. В стране утеряна техническая культура, нам не хватает инженеров. Раньше молодежь ночи напролет что-то паяла, вырезала микродетали. Поэтому те, кто служил всю жизнь в авиации, теперь стараются передать свой опыт подрастающему поколению, пробудить интерес у молодежи. Сейчас наше главное назначение – как можно больше мальчишек заинтересовать, чтобы потом они стали инженерами, техниками, могли создавать что-то своими руками, – объяснил Олег Шишмаков.