Тяга к совершенству

ВСЖД запустила поезда-тяжеловесы

В апреле на Восточно-Сибирской железной дороге началась эксплуатация грузовых поездов весом 12600 тонн. Сдвоенные составы ведут модернизированные электровозы серии ВЛ по участкам Тайшет – Иркутск и Слюдянка – Новоильинский. О преимуществах поездов-тяжеловесов, их экономическом эффекте и дальнейшей роли в развитии железных дорог газете «Областная» рассказал начальник Восточно-Сибирской дирекции тяги Евгений Ларин.

Развитию тяжеловесного движения на железной дороге способствует ежегодно увеличивающийся товарооборот между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно с Китаем. Сегодня грузовые поезда уже идут с интервалом пять-шесть минут! За последние пять лет погрузка на Восточном полигоне выросла в два раза, а в перспективе до 2020 года прогнозируется увеличение грузопотока по Транссибу и БАМу на 30%. В таких жесточайших условиях Восточно-Сибирская железная дорога (ВСЖД) живет уже не первый год.

От пропускной способности стальных магистралей напрямую зависит экономика регионов – Иркутской области и Республики Бурятия. Убытки несут не только компании-грузоотправители. Из-за вынужденных простоев поездов люди уходят в отпуска, предприятия недополучают прибыль, меньше налогов платится в местные бюджеты.

– Проблема дефицита перевозок осложняется не только возрастающим грузооборотом, но и тем, что ВСЖД имеет сложный рельеф из-за горных участков. В том числе и поэтому движение поездов сильно ограничено. Еще пять лет назад здесь курсировали поезда массой до 6000 тонн. Потом локомотивы были усовершенствованы, после проведенных испытаний максимальная грузоподъемность была увеличена до 7100 тонн. Но на сегодняшний день и этих преимуществ уже недостаточно для решения проблемы. Поэтому было принято решение развивать тяжеловесное движение, – говорит Евгений Ларин.

В течение прошлого года прошли тягово-энергетические испытания по определению возможности вождения тяжеловесных поездов весом до 12600 тонн в границах ВСЖД – на участках Иланская – Иркутск-Сортировочный, Слюдянка – Хилок.

– На сегодняшний день на ВСЖД введено в график 10 таких поездов-тяжеловесов, к лету мы планируем увеличить их число до 20–25, – уточняет Евгений Ларин. – Составы формируются на станциях Нижнеудинск, Зима и Улан-Удэ. Первые поездки показали, что инфраструктура железной дороги готова к пропуску поезда такого веса. Система электроснабжения обеспечивает необходимые тяговые параметры, устройства инфраструктуры, в том числе и состояние пути, удовлетворяет нормам.

Начальник Восточно-Сибирской дирекции тяги подробно остановился на экономических преимуществах поездов весом 12600 тонн. В среднем грузовой поезд идет со скоростью 800–850 км/сутки, а поезда-тяжеловесы – по 1000 км/сутки, в этом они не уступают пассажирским поездам. Высокая скорость увеличивает грузооборот. Кроме того, раньше один вагон мог вместить 70 тонн груза, сегодня – 100 тонн. Также увеличился и состав: теперь одна нитка состоит не из 60–65 вагонов как ранее, а из 120–140 вагонов. Несомненно, что увеличение длины грузовых составов заметно сократит стоимость и сроки перевозок, позволяя во многих случаях отказаться от долгих и кружных морских маршрутов в пользу железнодорожных.

– Вождение грузовых поездов весом 12600 тонн позволит улучшить качественные показатели эксплуатации: средний вес поезда и производительность локомотива, а также высвободит часть рабочего парка локомотивов, – делится своим мнением Евгений Ларин. – С другой стороны, мы сможем значительно экономить средства на обслуживании одного локомотива. Сегодня на эти цели требуется порядка 3 млн рублей. Экономический эффект уже на начальном этапе ввода поездов-тяжеловесов составляет более 10 млн в месяц.

В Восточно-Сибирской дирекции тяги организована постоянная работа по обучению и последующей обкатке машинистов локомотивов для вождения подобного рода грузовых поездов. На сегодняшний день 400 человек в эксплуатационных локомотивных депо ВСЖД уже обучены и имеют право водить соединенные поезда, в том числе весом 12600 тонн.

– Высвободившийся персонал не останется без работы. Машинисты по специфике своей работы подразделяются на тех, кто водит электровозы, другие – тепловозы. Если первые заняты круглый год, то у вторых больше сезонная работа. Для обеспечения круглогодичной занятости мы решили переучивать людей. После трех-четырех месяцев обучения машинисты зимой могут работать в электротяге, летом – в теплотяге. За такую работу предусмотрена надбавка к зарплате. Этот передовой опыт ВСЖД перенимают наши коллеги из других филиалов ОАО «РЖД», – с гордостью говорит Евгений Ларин.