«Облкоммунэнерго»: работать эффективно и с прибылью

Областное предприятие «Облкоммунэнерго» закончило 2016-й год с прибылью 298 млн рублей. Учитывая то, что еще недавно предприятие фактически находилось на грани банкротства, работники по несколько месяцев не получали зарплату и выходили на пикеты, а за 2015-й год убытки предприятия составили 730 млн рублей, можно сказать, что изменения очевидные. За счет чего удалось добиться такого результата, мы решили выяснить у генерального директора ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Александра Анфиногенова.

– Александр Юрьевич, минус 730 млн в 2015 году, в 2016 году уже плюс 298 млн, т.е. плюс миллиард за один год. Очень неплохой результат для предприятия, которое чуть не стало банкротом. Как удалось получить такой итог?

– Сдали отчетность, проводим торги по выбору аудитора, ориентировочно к 1 июня будет готово независимое аудиторское заключение. По данным бухгалтерского учета прибыль составила 298 млн рублей. Ведь любое предприятие создается и работает с целью получения прибыли. А наш собственник – Иркутская область, поэтому областной бюджет вправе рассчитывать на получение прибыли от деятельности «Облкоммунэнерго». В прошлом году мы предприняли ряд антикризисных мер. За счет выстраивания более сбалансированной и открытой системы оплаты труда удалось заметно снизить ФОТ, провели ряд мероприятий по оптимизации производства и сокращению непроизводительных затрат. В 2016 году выплачивалась заработная плата в полном объеме, в начале года выплаты шли с некоторыми задержками, во второй половине года, в результате переговоров областных властей с нашими должниками, удалось перейти на выплату заработной платы без задержек. Порядка 300 млн рублей было перечислено в уплату налогов в бюджеты всех уровней, на 160 млн погашена задолженность поставщикам и подрядчикам за 2013–2015 годы. Деньгами оплачивали ГСМ, частично услуги связи, прочие неотложные нужды, это все порядка 20 млн рублей. Что, правда, совсем немного по сравнению с общими потребностями предприятия и объемом валовой выручки, которая, к слову, в 2016 году составила 4 млрд рублей.

– То есть удалось выйти из убытков и даже прибыль получить?

– Предприятие может работать эффективно и с прибылью. Мы это доказали. Но как всегда, есть и обратная сторона медали. Частично прибыль сформировалась за счет отсутствия затрат по содержанию сетей. Также часть прибыли не была направлена на выполнение инвестиционной программы.

– Почему так?

– Предприятие практически полностью было лишено оборотных средств для осуществления своей деятельности и финансирования операционных расходов. Это означает, что мы просто не получали в полном объеме причитающиеся нам деньги за наши услуги по передаче электроэнергии от нашего контрагента – «держателя котла», которым у нас в регионе является «Иркутская электросетевая компания». Следовательно, практически не закупали материалы, не привлекали подрядчиков для выполнения работ и не могли закупать услуги производственного характера. Подготовку к зиме мы производили с использованием материалов, которые получали по бартеру от ИЭСК. Таких материалов они нам поставили на сумму 90 млн рублей.

– То есть вы не смогли реализовать какие-то проекты и провести какие-то работы, которые ожидали потребители, жители Иркутской области?

– Да. Чтобы выполнять свою главную функцию по надежности и качеству энергоснабжения, мы должны сети содержать, вкладывать средства в их реконструкцию, капитальный ремонт, выполнять инвестиционную программу. Но сделать это в полной мере не смогли, инвестиционную программу выполнили всего на 7,6%. И получили так называемые «избыточные доходы», формальные: по содержанию сетей они составили 450 млн, по инвестиционной деятельности – 360 млн рублей. Чтобы было понятней, регулятор – Региональная служба по тарифам – выделяет предприятию деньги на содержание сетей и реализацию инвестиционной программы, закладывая их в тариф на передачу электроэнергии. Если предприятие такие работы не делает, возникают «избыточные доходы». И по правилам тарифообразования на следующий период регулирования, на 2018 год, регулятор может снизить валовую выручку предприятия на величину таких доходов.

– Предприятию просто снизят его долю в тарифе?

– Да, это возможно.

– И что вы собираетесь предпринять в такой ситуации?

– Не могу сказать, что такая ситуация стала для нас полной неожиданностью. Когда мы в конце 2015 года приступали к реализации антикризисных мер, одним из пунктов антикризисного плана было предусмотрено именно сохранение на прежнем уровне статей расходов на содержание сетей и финансирование инвестпрограммы, несмотря на то, что данные статьи не выполнялись в силу оптимизационных мероприятий и недостатка оборотных средств.Мы понимали, что может возникнуть такая ситуация, когда у нас снизятся потери и даже появится прибыль. Поэтому сейчас предстоит планомерная работа с региональной службой по тарифам, с правительством Иркутской области в части сохранения для нас НВВ и экономически обоснованного тарифа на передачу электроэнергии в 2018 году.

– Получается, что энергокомпаниям просто невыгодно получать прибыль?

– Прибыль получать всегда выгодно. Нужно просто отличать финансовый результат от финансирования, от финансового потока. В данной ситуации государство, как регулятор, все делает правильно. Предусматривает в тарифе расходы на содержание и ремонт сетей, на строительство новых сетевых объектов. И предприятие обязано это исполнять. Тогда сети будут исправными, а электроснабжение надежным и качественным. У нас же были объективные причины – отсутствие оборотных средств в силу обозначенной выше ситуации. И это неправильно – держать крупнейшее областное госпредприятие в чьей-то зависимости.

А с прибылью как раз все просто. В соответствии с Уставом и положением об ОГУЭП «Облкоммунэнерго» 40% прибыли, а это 120 млн рублей, подлежат перечислению в казну Иркутской области. Данные денежные средства будут перечислены после поступления оплаты за оказанные нами услуги от единственного нашего заказчика – ОАО ИЭСК. Оставшаяся прибыль пойдет на покрытие убытков прошлых лет. Что соответственно улучшит финансовые показатели предприятия.

В 2017 году продолжается работа по поиску и реализации мероприятий по окончательному оздоровлению предприятия. Продолжаем работать в части урегулирования договорных отношений с основными контрагентами, переходим к этапу пересмотра и оптимизации организационно-штатной структуры в филиалах предприятия. Продолжаем работу в судах по защите имущественных интересов.

– Можно сказать, что предприятие вышло из кризиса?

– В основном, да. Мы разобрались с экономикой, понимаем, какие у нас источники дохода, кому и сколько мы должны. Знаем, куда, в каком направлении нам двигаться дальше. Видим, какие проблемы перед нами стоят и как их решать. А они не только наши, можно сказать, что они общие для всей так называемой малой энергетики региона, для всех сетевых компаний, работающих в сегменте до 35 кВ. И если разобраться, именно этот сегмент непосредственно связан с качеством жизни населения Иркутской области. Это электричество в домах, энергоснабжение социальной сферы – школ, больниц, детских садов, это электроснабжение малого и среднего бизнеса, это торговля, транспорт, связь. В общем, все то, что и формирует комфортность среды проживания. Поэтому со стороны государства и муниципалитетов не может инвестироваться что-то одно, например большая энергетика в ущерб коммунальной. Должен быть разумный баланс. Ну и нужно что-то решать с «держателем котла». Либо выработать эффективные меры по его принуждению к своевременным расчетам с сетевыми компаниями, либо выходить из котла и работать напрямую со сбытовыми организациями. И если эту задачу удастся решить, то «Облкоммунэнерго» имеет все шансы быть стабильным и прибыльным, эффективно содержать свои сети, реализовывать инвестиционную программу, повышать надежность энергоснабжения потребителей. Ну и производить отчисления в бюджет области, пополнять областную казну. Прошедший год показал, что все это реально, нам это по плечу.