21.06.2017 13:17
Рубрики
Общество
Текст
Андрей Иванов
Текст:
Андрей Иванов
21.06.2017 13:17

«Да» и «нет» не говорите…

В Избирательную комиссию региона 12 мая 2017 года поступило ходатайство КПРФ о регистрации инициативной группы по проведению референдума Иркутской области. На референдум предполагается вынести вопрос: «Согласны ли Вы, чтобы в Иркутской области был принят закон Иркутской области, предусматривающий избрание глав всех муниципальных районов Иркутской области, городских округов Иркутской области на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?».

Избирательная комиссия, действуя в строгом соответствии с законом, направила ходатайство о регистрации инициативной группы в Заксобрание региона для проверки соответствия этого вопроса требованиям статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, статьи 7 Закона области № 66-оз.

Вопрос о референдуме был включен в повестку 51-й сессии ЗС. По просьбе инициативной группы были проведены правовые экспертизы формулировки вопроса и законности референдума. Их результаты сильно сузили противникам референдума поле для маневра: и кафедра конституционного права и теории права Юридического института ИГУ, и комитет Государственной думы по местному самоуправлению, и даже прокуратура едины во мнении: вопрос не противоречит действующему законодательству. Но это не помогло: для принятия решения необходимо было минимум 23 голоса депутатов, однако девять депутатов проголосовали «против», еще 15 воздержались, пять не голосовали, и только шесть человек проголосовали «за». В итоге ни «за», ни «против» не набралось необходимого количества голосов. Было объявлено, что решение по данному вопросу считается «не принятым».

Напомним, до декабря 2014 года мэр Иркутска определялся по мажоритарной избирательной системе, когда победителем становился кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Эти принципы были заложены еще в 1997 году, когда приняли первый Закон Иркутской области № 51-оз «О муниципальных выборах в Иркутской области».

С тех пор региональные законы о муниципальных выборах менялись дважды, в 2003 и в 2011 годах. Законодатели уточняли формулировки, изменяли процедуру выдвижения кандидатов, но бережно сохраняли главное: выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это позволило, например, в 2010 году Виктору Кондрашову при поддержке КПРФ набрать 62,3% голосов и наголову разгромить кандидата от «Единой России» Сергея Серебрянникова, набравшего всего 27,2%. Полномочия избранного мэра заканчивались в марте 2015 года.

За четыре месяца до очередных выборов мэра Иркутска Заксобрание на внеочередной сессии в декабре 2014 года приняло поправки в ст.3 закона «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления Иркутской области». Законопроект был внесен фракцией ЛДПР и поддержан фракцией «Единой России». Свой положительный отклик на него направил и губернатор Сергей Ерощенко. Законопроект в один день был принят в первом и окончательном чтении, «за» проголосовали 31 из 40 депутатов, присутствовавших на заседании. Против высказались восемь человек (фракции КПРФ и «Гражданская платформа»), один депутат воздержался.

Согласно этим поправкам, «глава муниципального образования Иркутской области, наделенного статусом городского округа, на территории которого находится административный центр Иркутской области, избирается представительным органом этого муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя». По сути, поправки отменяли прямые выборы только мэра Иркутска, в то же время оставляя эту возможность избирателям из других муниципалитетов региона.

27 марта 2015 года депутаты Иркутской городской думы единогласно 33 голосами избрали мэром Иркутска Дмитрия Бердникова, который до этого был председателем думы.

Все это время КПРФ и фракция партии «Гражданская платформа» в ЗС продолжали оставаться силами, последовательно отстаивавшими принцип всеобщего равного и прямого избирательного права при избрании главы областного центра. В апреле этого года группа депутатов, представляющих фракцию КПРФ (Илья Сумароков, Ольга Носенко, Роман Габов, Сергей Бренюк, Андрей Левченко, Павел Сумароков), и руководитель фракции «Гражданская платформа» Владимир Матиенко внесли законопроект, возвращающий прямые выборы мэра Иркутска. Они предложили признать утратившими силу изменения, внесенные в 2014 году в закон «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области». По мнению авторов законопроекта, исключения, введенные в закон, «по своей сути носят политический характер и лишают избирателей крупнейшего муниципального образования региона активного избирательного права, ограничивают право на участие в осуществлении местного самоуправления». «Фактически в городе Иркутске отсутствуют механизмы учета мнения народа при формировании исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления», –говорилось в пояснительной записке к закону. Эта инициатива была поддержана губернатором Сергеем Левченко. В Иркутске по предложению обкома КПРФ идет сбор подписей в поддержку прямых выбор мэра областного центра. За несколько дней собраны тысячи подписей иркутян.

Комментарии

петровАлексей Петров, кандидат политических наук, историк:

– Решение ожидаемое, но нужно признать, что метод принятия решения выбран изощренный. Фракция «Единой России» не проголосовала против, но так поставила палки в колеса, чтобы авторы идеи проведения референдума не смогли пойти в суд. Это не бездействие, а такое… полудействие: мы, мол, вопрос обсуждали, но не смогли договориться – так можно все это понимать.

На месте журналистов я бы попытался опросить теперь этих «воздержавшихся»: что мешало им проголосовать, какой сигнал сверху они ждали или, наоборот, какой сигнал сверху они получили? Ведь юристы Госдумы прислали свое заключение: вопрос референдума не противоречит законодательству. Или правовое управление Заксобрания считает позицию своих московских коллег ошибочной?

Считаю, что эта история совсем не красит самую большую фракцию в региональном парламенте, поскольку она должна была честно сказать: да или нет. Не голосовать и воздержаться – это значит уйти от ответственности по одному из ключевых вопросов, касающихся будущего областного центра.

шишкинСергей Шишкин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права и теории права ЮИ ИГУ:

– Кафедрой конституционного права по просьбе инициативной группы референдума была проведена правовая экспертиза. Мы пришли к выводу, что вопрос, который предлагается вынести на референдум, носит законный характер, он ясен по смыслу и не противоречит действующему законодательству. Мы провели полную экспертизу, депутатскому корпусу предложено наше заключение на семи страницах, наиболее важные аспекты были мной доведены до депутатов на сессии.

Заксобрание сейчас выступает в роли экспертирующего органа, отвечающего на вопрос: «Соответствует ли действующему законодательству вопрос референдума или нет?» Законодатель установил двадцатидневный срок для того, чтобы ответить на этот вопрос по существу. Именно для того, чтобы соблюсти этот срок, была собрана внеплановая сессия. И я считаю, что политические мотивы превалировали и при обсуждении этого вопроса, и при принятии – а вернее, непринятии – решения.

Это какие-то политические «хитрушки», попытка не принимать решение и таким образом заблокировать возможность проведения референдума. Но ничего заблокировать не получится: 17 июня истекает двадцатидневный срок, отведенный на принятие решения. Считаю, инициаторы референдума получили от регионального парламента «отказ в форме бездействия» и теперь могут обратиться в областной суд с требованием понудить парламент вернуться к этому вопросу и рассмотреть его в экстраординарном порядке. Если и после решения суда этого не произойдет, то у губернатора возникает право роспуска парламента.

Считаю, большинством Заксобрания избран контрпродуктивный путь. Нужно-то было всего лишь ответить на простой вопрос о соответствии законодательству вопроса, выносимого на референдум. Дискуссия показала, что содержательных аргументов против идеи референдума у его противников нет. Были озвучены аргументы, которые, как мне кажется, более уместны для дискуссии, которая нам еще предстоит 28 июня при обсуждении изменений в соответствующий закон Иркутской области.

Возвращать ли прямые выборы? С моей точки зрения, есть ситуация правовой необходимости. Мной обнаружены дефекты в уставе города Иркутска, принятого городской думой два года назад. Это дилемма легислатур и тема для дальнейшего обсуждения, в том числе и с депутатами Законодательного Собрания. Выходом из этой патовой юридической ситуации могут быть прямые выборы мэра города Иркутска.