28.06.2017 09:47
Рубрики
Парламент
28.06.2017 09:47

Бюджет-2016 прошел публичные слушания

Публичные слушания об исполнении областного бюджета за 2016 год провел профильный комитет Заксобрания под председательством вице-спикера Натальи Дикусаровой. В них приняли участие сами парламентарии, члены областного правительства и представители общественных организаций.

Представляя итоги прошлого года, областной министр финансов Наталия Бояринова напомнила, что в основу исполнения бюджета-2016 был заложен апробированный программный принцип. Он обеспечивает взаимосвязь между распределением средств по приоритетным направлениям и результатами их использования.

– В течение года наблюдался рост основных налоговых источников, формирующих большую часть бюджета, – отметила Наталия Бояринова. – Этому способствовали антикризисные мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

К тому же был реализован ряд предложений Минфина РФ по поддержанию сбалансированности регионального бюджета, а также соблюдены условия по выделению дешевых бюджетных кредитов.

В сравнении с другими регионами Иркутская область существенно улучшила свои показатели по росту собственных доходов. Основной поставщик финансовых поступлений в областную казну – налог на прибыль организаций. По сравнению с 2015 годом он увеличился почти в полтора раза, на 13,9 млрд рублей. Вместе с налогом на доходы физических лиц он обеспечил более двух третей всех налоговых поступлений. По итогам 2016 года Иркутская область занимает по Сибирскому федеральному округу второе место по обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами консолидированного бюджета, уступая лишь Красноярскому краю.

– На 1 рубль полученных из федерального центра трансфертов с территории области мобилизовано в федеральный бюджет 8,5 рубля, что является 19-м показателем по России, – подчеркнула министр.

В течение года реализовывалось 17 областных госпрограмм, поглотивших практически все финансовые ресурсы – более 99%. Почти 69% – 85,1 млрд рублей – были направлены в социальную сферу. Особое внимание уделялось финансированию майских указов президента. И в первую очередь – повышению заработной платы отдельным работникам бюджетной сферы.

Объем средств, использованных на оказание соцподдержки населению, и социальных выплат составил в прошлом году 9,8 млрд рублей, что на 8% превышает показатель 2015 года. Средства были направлены более чем 680 тыс. получателей. На обеспечение отдыха и оздоровление детей было израсходовано 615 млн рублей, что помогло охватить всеми формами отдыха около 260 тыс. детей.

Насущная задача – обеспечение жильем отдельных категорий граждан, в первую очередь детей-сирот. Для них в течение года было приобретено 662 жилых помещения. На эти цели с учетом средств федерального бюджета было направлено почти 690 млн рублей. Еще 100 млн рублей было выделено на исполнение программы «Молодым семьям – доступное жилье».

Рост доходов позволил увеличить на 12 млрд рублей инвестиционную составляющую регионального бюджета. Основной объем средств направлялся на переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, на модернизацию ЖКХ, строительство и капремонт учреждений здравоохранения, образования и культуры.

В 2016 году было введено в эксплуатацию 37 объектов государственной и муниципальной собственности. В местные бюджеты муниципальных образований было перечислено более 43 млрд рублей, что на 8% больше уровня 2015 года. Субвенция на образование была увеличена на 1,7 млрд рублей, что позволило в полном объеме выплатить декабрьскую зарплату. Была продолжена практика софинансирования расходных обязательств местных бюджетов по реализации проектов народных инициатив. На эти цели из областного бюджета было направлено почти 300 млн рублей.

Как сообщила Наталия Бояринова, впервые начиная с 2009 года Иркутская область вернулась к размещению государственных облигаций региона. Объем первого выпуска составил 5 млрд рублей со сроком обращения 5 лет.

На 1 января 2017 года объем госдолга составил 18,8 млрд рублей. Он на 2,3 млрд ниже показателя 2016 года. Политика правительства, по словам министра, позволила сохранить объем долга на экономически безопасном уровне. Он один из самых низких среди субъектов СФО.

В ходе обсуждения уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин напомнил, что еще при принятии бюджета он обращал внимание на то, что размеры средств, выделенных на питание и лекарственное обеспечение больных, не соответствуют стандартам лечения:

– При таком урезанном финансировании нельзя говорить о качественном медицинском обслуживании. Эту тему я поднимаю уже не первый год, но практически ничего не меняется.

Он еще раз напомнил, что бюджет – это закон, который необходимо исполнять, и недопустимо не использовать до конца выделенные средства, тем более, что последняя корректировка бюджета-2016, проведенная в декабре прошлого года, максимально закрыла потребности. Тем не менее по ЖКХ неисполнение составило 617 млн рублей, по образованию – 219 млн рублей, по социальной защите – 117 млн рублей, здравоохранению – 46 млн рублей, а программа строительства и реконструкции дорожного хозяйства выполнена только на 70%, остался неосвоенным почти 1 млрд рублей.

В числе жалоб, поступающих уполномоченному по правам, львиную долю составляют жалобы на нарушение социальных прав граждан.

– Считаю ненормальным, – заявил Валерий Лукин, – когда удельный вес расходов, произведенных в 2016 году в сфере образования, здравоохранения и социальной политики, снизился по сравнению с 2015 годом. Мы говорим, что майские указы президента по повышению заработной платы медицинским работникам успешно выполняются. И действительно, показатель по врачам и среднему медперсоналу выполнен на 104%. Однако по младшему медперсоналу он выполнен только на 84%, а ведь это те, на ком лежит вся черновая работа.

В завершение обсуждения Наталья Дикусарова сообщила, что проект закона «Об исполнении областного бюджета за 2016 год» будет рассмотрен на заседании комитета по бюджету 26 июня и внесен в повестку предстоящей сессии Заксобрания.