19.07.2017 11:45

Провокация и необъективность

Так охарактеризовало медицинское сообщество статью, опубликованную на одном из иркутских интернет-порталов, посвященную работе Черемховского роддома. Свое мнение о публикации на встрече с журналистами высказали коллектив медучреждения, сотрудники министерства здравоохранения Иркутской области, а также главный акушер-гинеколог Приангарья Наталья Протопопова.

По мнению заместителя министра здравоохранения Иркутской области Елены Голенецкой, автор статьи не только необъективно преподнес трагические случаи, произошедшие в Черемховском родильном доме, но и опорочил работу всего коллектива. Медперсоналу, испытывающему огромный психологический стресс, отныне очень сложно выполнять свои обязанности.

– После этой статьи всем очень тяжело работать, и теперь непонятно, как доктора смогут выдерживать свою каждодневную вахту, – подчеркнула замминистра. – Как после таких слов принимать роды, дарить женщинам и их детям внимание и заботу, в которых они так нуждаются, заходить в палату? К тому же все те усилия, которые мы предпринимаем по привлечению кадров, в том числе поступлению студентов в медуниверситеты и медучилища, могут быть потрачены зря.

IMG-20170718-WA0001Елена Голенецкая отметила: акушер-гинеколог – одна из самых трудных и уязвимых медицинских специальностей, ведь доктор берет на себя ответственность сразу за две жизни. Желающих прийти на эту должность не так уж много. Сегодняшние студенты, боясь ответственности, предпочитают выбирать более «безопасную» специализацию, где «никто не умирает и легче работать». А после подобных публикаций вполне вероятно, что «очереди» на эту профессию вообще не будет.

По мнению медработников, такие статьи не только наносят непоправимый вред имиджу всей акушерско-гинекологической службы, но и создают в обществе крайне негативный настрой, который может сказаться самым непоправимым образом, прежде всего, на самих роженицах.

– Меня настораживает то, что в нашей области началась крупномасштабная акция против акушерско-гинекологической службы, – заявила Наталья Протопопова. – Сегодня Черемхово, ровно неделю назад – областной перинатальный центр, когда прошла фейковая новость о гибели девяти младенцев, были случаи, когда обвиняли всю акушерско-гинекологическую службу Приангарья в крайне неудовлетворительном качестве работы. У меня вопрос: какое следующее учреждение? Как тысячам пациенток, живущих в Черемхово, теперь обращаться в это лечебное учреждение? Куда им идти? К повитухам? Почему, когда Иркутская область смогла значительно снизить младенческую смертность и улучшить качество оказываемой помощи, появляются подобные публикации, да еще под такими кричащими заголовками?

Неудивительно, что именно название статьи вызвало больше всего возмущения.

– Если наше учреждение – «роддом смерти», то мы все, выходит, палачи? – дрожащим голосом задавали вопрос автору работники. Многие рассказали, что сами рожали именно здесь и ни у кого никогда не возникало желания ехать в другой город. Более того, в этот роддом приезжают пациентки со всего Черемховского района, а еще из Свирска, сел и деревень Аларского района.

Медики и специалисты минздрава вполне обоснованно посчитали столь «броский» заголовок не только преувеличенным и неуместным, но и некорректным. Неужели два летальных случая за полтора года (трагедия, которую никто не берется оспаривать!) целиком перечеркнули доброе имя медучреждения, в стенах которого ежегодно появляется на свет более тысячи здоровых малышей? А ведь Черемховскому роддому в последнее время удалось достичь положительной динамики по многим важнейшим показателям. Главный врач Черемховской городской больницы № 1 Лариса Манзула пояснила: в роддоме полностью отсутствует неонатальная смертность – ни один ребенок, рожденный с 2014 по 2016 годы в роддоме, не умер. В два раза снизилась мертворождаемость – с 10 промилле до 4,8 в 2016-м и до 1,8 в 2017 году. Медучреждение оказывает помощь с применением высоких технологий. Учреждение оснащено реанимацией новорожденных, в которой выхаживают детей, рожденных с экстремальной массой тела. Да, в нынешнем году был один мертворожденный ребенок, но всего было принято 1144 родов, из них 929 физиологических и 215 со средним перинатальным риском.

Комментируя публикацию, Наталья Протопопова подчеркнула: найти виноватых в двух произошедших трагических случаях теперь предстоит суду. До его решения действует презумпция невиновности, поэтому никто не имеет права навешивать ярлыки на персонал. Почему автор статьи, побеседовав с женщинами, пережившими огромное горе, не побывал в самом роддоме, не поговорил с докторами и медсестрами? Возможно, ему показалось легче сыграть на чувствах несчастных матерей?

Эксперт добавила: чтобы исключить риски при рождении ребенка, женщине в первую очередь самой необходимо принимать меры к тому, чтобы ее здоровье было в порядке, ответственно готовиться к беременности.

– Очень часто обвинения звучат в адрес только одной стороны: медицинские работники недоглядели и недосмотрели. Но без подготовки к беременности, без оценки состояния здоровья нельзя быть полностью уверенным, что ребенок родится здоровым. Мы ничего, к сожалению, исправить не можем, когда беременность уже наступила. Никакие изменения функции плаценты не лечатся, все можно исправить только на этапе подготовки к беременности, – говорит Наталья Протопопова, главный акушер-гинеколог. – Мы привыкли, что если женщина встала на учет, то она обязательно должна родить здорового ребенка. К сожалению, не все зависит только от медицинских работников. Природа этого не обеспечивает.

По словам Протопоповой, к беременности готовиться никто не хочет:

– Приведу пример. Учитывая, что есть мертворождаемость и смертность, мы на базе областного перинатального центра открыли школу, которую назвали «Чтобы малыш был здоровый». Ведущие специалисты проводят в ней занятия абсолютно бесплатно. Мы объявили: те, у кого уже есть неблагоприятный опыт, кто уже имеет потерю беременности – приходите! На первую школу пришло 10 человек, а на вторую – вообще ни одного!

После встречи с коллективом роддома и представителями минздрава журналисту «Областной» предоставили возможность познакомиться с учреждением. Роженицы лежат в двухместных палатах с душем и туалетной комнатой. Для тех, кто предпочитает повышенный комфорт, есть одноместные «люксы» с холодильником и телевизором.

– Я пришла сюда за дочкой, а получила третьего сына, – смеясь, рассказала теперь уже многодетная мама Светлана Соболева. – Живу в Аларском районе, а рожать приезжаю исключительно сюда. Третьи роды, и все здесь. Хотели отправить в Иркутск – была угроза, маловодие, но я отказалась: зачем? В этом роддоме прекрасные доктора, очень чуткие и заботливые медсестры. Сергей Штань – вообще врач от бога. Благодаря ему на свет появились все три моих сына: Кирилл, Егор и самый маленький Дениска. Я очень счастлива!

– Я тоже очень довольна, – вторит Светлане соседка Ксения. – Мой сынишка родился весом чуть больше двух килограммов. Я очень переживала, что у него маленький вес. Но врачи успокоили: все будет нормально. Теперь и я в этом уверена. Матвейке исполнилось всего пять дней, а он уже поправился на двести граммов!

Заведующий родильным отделением Сергей Штань пояснил, что ежедневно в роддоме принимают от трех до семи родов. Довольно часто случаются нестандартные ситуации: женщины в последнее время стали рожать в более зрелом возрасте, к тому же у многих наблюдается экстрагенитальная патология, что самым неблагоприятным образом сказывается на течении беременности. Однако врачи и медперсонал прилагают все усилия, чтобы роды завершились благополучно, а благодаря современному оборудованию они к тому же имеют возможность спасать недоношенных малышей. В отделении реанимации сейчас, например, находится ребенок, родившийся на 33-й неделе беременности. Его мама поступила в родильный дом экстренно с отслойкой плаценты. Малыш прошел этап искусственной вентиляции легких и сейчас, спустя семь суток, активно набирает вес в кювезе.

– Роддом работает стабильно, так, как положено по стандарту акушерско-гинекологической и неонатологической помощи, – резюмировала Елена Голенецкая. – Условия для оказания помощи женщинам и новорожденным в этом учреждении созданы все. Есть аппаратура, люди, которые могут оказывать помощь, квалифицированные специалисты…

Пройдя по роддому, мы убедились: женщины довольны, спокойны. Они сделали главное – родили детей. Да, могут быть проблемы, но пока вина человека не доказана, он считается невиновным. Преступником его может признать только суд.

– С каждым ЧП мы разбираемся достаточно жестко, и эти два случая были проанализированы не нами, не чиновниками, а экспертами, которые входят в экспертную группу, – говорит Елена Голенецкая. – Важно помнить: беременные женщины особо чувствительны к эмоциональным всплескам. Какие последствия могут быть у неосторожной публикации? Напуганная беременная вовремя не встанет на учет, не обратится за медицинской помощью – ей же уже объяснили, что врачам нельзя доверять. Кто будет отвечать за последствия? А врачам надо доверять, с врачами надо разговаривать и всегда помнить: врачи – это тоже люди. И каждая смерть, которая произошла в лечебном учреждении, переживается врачами, может быть, гораздо тяжелее, чем представителями других профессий.